2
ТЕМА: СЕЛЕКТИВНАЯ ФУНКЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ КАК ФАКТОР СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ РЕФОРМИРУЕМОГО ОБЩЕСТВА.
ВВЕДЕНИЕ.......................................................3
I. Методологические и методические аспекты исследования селективной функции образования................................ 17
1.1 Понятие селективной функции образования в отечественной
и зарубежной социологии...................................... 17
1.2 Социокультурные функции образования в условиях реформируемого общества и общеобразовательная ситуация в Татарстане... 59
II Воздействие селективной функции образования на механизмы социальной мобильности общества в условиях реформ.............. 78
2.1 Образование как институт обеспечения социальной мобильности общества....................................... 78
2.2 Молодежь в системе образования: динамика неравенства и механизмов социальной селекции............................ 114
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................... 158
Список использованной литературы и источников.................. 166
Литература на иностранных языках..................................... 172
Приложения..................................................... 176
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Социальный институт образования, осуществляющий непрерывный процесс производства интеллектуального потенциала общества, претерпевает существенные изменения. От демократической, доступной для всех социальных групп образовательной модели, общество переходит к селективной, элитарной системе образования, коммерциализация которого входит в противоречие с декларированными в Законе об образовании РФ, международных документах (Декларация о правах человека, Декларация прав ребенка) правами на качественное профессиональное образование, отвечающее социальным потребностям. В условиях наметившегося перелома давней тенденции к понижению престижа образования, роста стремления молодежи к получению качественного образования все более сужается образовательное пространство, дающее равные стартовые возможности всем членам общества. Увеличивается число молодых людей, для которых недоступно не только высшее и среднее образование, но и неполное среднее образование. Растет отсев учащихся из средней школы. В последние годы наблюдается рост доли молодежи, уровень образования которой ограничивается начальной школой. Сформировалась новая ситуация в школьном образовании. Государство не настаивает на всеобщем образовании, и пока декларативно продолжает допускать к учебе в старших классах школы всех желающих только потому, что этот вопрос еще находится под контролем общественности
Интенсификации социального расслоения общества и выражению его дифференциации через канал образования способствуют, прежде всего,
17
I. Методологические и методические аспекты исследования селективной функции образования.
/. 1 Понятие селективной функции образования в отечественной
и зарубежной социологии.
«Все прогрессы - реакционны, если рушится человек».
(Поэт Андрей Вознесенский)
«Человек есть мера всех вещей». Это высказывание древнегреческого «учителя мудрости» Протагора является одним из тех изречений, которое никогда не потеряет своей актуальности. Оно перекликается с тем, что сказали Ж. Ж. Руссо и И. Кант более чем через две тысячи после Протагора: человек есть (вернее должен быть) главным образом цель, а не средство. Он должен посвятить себя служению не выдуманным идолам, что противоестественно, не «святыням», оторванным от «грешной» жизни, не вещам и комфорту, созданным его руками, а самому человеку, людям, человечеству, как высочайшей цели и величайшей ценности; должен трудиться во имя и на благо общества, природы и всей Вселенной, являя образец гуманного отношения к ним1.
Сейчас перед школой стоят исключительно важные, требующие неотложных радикальных решений задачи, связанные прежде всего с широкой демократизацией воспитательного процесса, поисками различных форм самоуправления, поддержкой творческой инициативы педагогов, с острой необходимостью реальных перемен в воспитании и обучении детей и молодежи.
1 См.: МилтСА. А. Гармония и дисгармония личности. М., Издательство политической литературы, 1990. С. 13.
18
Стоящие перед сферой образования актуальные задачи и способы их решения требуют диалектического учета опыта мировой педагогической практики и науки в целом. Изучение зарубежного «мира образования» с современных позиций подразумевает преодоление привычных стереотипов, долгое время не вызывавших сомнений, но приводивших к примитивизации диалектически сложной картины развития школы и педагогики, противоречивого взаимодействия образования и общества. С этой точки зрения необходимо признать, что школа на Западе отнюдь не исчерпала потенциал демократического развития «изнутри», она сохраняет в этом плане немалые резервы именно как социальный институт.
Известный английский ученый в области педагогики и психологии, профессор Брайан Саймон в своей книге «Общество и образование»’, подчеркивает исключительно важную роль образования в современном мире.Брайан Саймон проводит следующую мысль: в той степени, в которой человек изменяет окружающий его внешний мир, весь исторический процесс следует рассматривать как образовательный, а образование - в качестве способа формирования человека внутри общества.
Когда в начале XIX века русской монархии понадобился рациональный и надежный механизм подготовки крупных и мелких чиновников, для того, чтобы управлять огромной страной, за образец была принята прусская система образования. В крупных городах создавались школы по аналогии с немецкими классическими гимназиями, а в Петербурге и Москве перестройке подверглись университеты и высшие учебные заведения, в том числе знаменитая Медицинская академия, созданная по типу престижных французских высших учебных заведений - так называемых Больших школ. Однако результат этой политики едва ли оправдал возлагавшиеся на нее ожидания. Из стен этих учебных заведений действительно выходили служащие, чиновники, адвокаты, врачи, профессиональные военные. Но при этом в среде студенчества стихийно росли
' См.: Саймон. Б. Общество и образование. М. Прогресс, 1989. С. 30.
- Київ+380960830922