Ви є тут

Многопрофильные инструменты образования взрослых в России : Социально-исторический анализ

Автор: 
Ульянова Ирина Ильинична
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2000
Артикул:
1000274119
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
1
Введение
Глава I
§ 1
§ 2 § 3
Глава II
§ 1
§ 2 § 3
Глава III § 1
§ 2
Модель многопрофильного института обра- 14 зования как выражение принципа связи образования и деятельности
Теоретический анализ понятий "полифунк- 14 циональная" и "монофункциональнальная" модели образования
Модели образования в контексте развития 24 теории и практики образования взрослых Тенденции развития моделей образования в 34 динамичном обществе
Выводы к главе I 44
Многопрофильные институты образования 47
как результат социально-культурного развития общества
Социально-экономические предпосылки фор- 47 мирования полифункциональной модели образования
Историко-культурная обусловленность раз- 58 вития образовательных моделей Социально-психологические предпосылки 67 формирования полифункциональной модели образования
Выводы к главе II 79
Конструктивные возможности многопрофиль- 84 ных институтов образования
Развитие многопрофильных институтов об- 84 разования взрослых зторой половины XIX-начала XX веков
Современные многопрофильные институты 108 образования в условиях динамичного развития общества
Выводы к глазе III 133
Заключение
Библиография
135
142
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы диссертации, с одной стороны, обусловлена сложными и многообразными изменениями, происходящими в современном образовании, которые вызваны глобальными сдвигами в социально-экономическом развитии России и мировой системы в целом. Перемены в экономике и общественной жизни вызывают и изменения в характере функционирования взаимосвязи образования и человеческой деятельности. С другой, - исторический анализ убеждает в способности образования к саморазвитию. Сегодня развитие образовательного процесса, образовательной ситуации, образовательных институтов вышло за рамки жесткой внешней регуляции. На новые социальные условия образование отреагировало возникновением многопрофильных институтов образования. Вначале (середина 80-х - начало 90-х годов) это явление представляло собой процесс альтернативный по существу, по форме же беспорядочный, нерегулируемый: модернизация нередко путем возврата к прежним формам образовательных учреждений (воскресные школы, гимназии и т.п.). В такой ситуации актуальной становится задача изучения прошлого, в частности - дореволюционного опыта развития институтов образования для более четкого понимания настоящего и прогнозирования будущего. Социально-исторический аспект развития модели образования в соотнесении его с современными процессами, происходящими в образовании, является проблемой данного исследования. Она вытекает и связана с необходимостью реформирования образования: его организационных форм,
содержания, методов обучения, характера педагогической деятельности (типа педагога).
Полифункциональная, монофункциональная модели образования - понятия, разработанные научной группой прогнозирования
1
тельных потребностей взрослого человека, отражая непрерывность образования, пронизывающего его деятельность.
13
Глава 1. Модель многопрофильного института образования как выражение принципа связи образования и деятельности
§ 1. Теоретический анализ понятии "полифункциональная" и "монофункциональная" модели образования.
Вопросы образования в последнее десятилетие все больше рассматриваются как "ключ к будущему" (252,с.12) как правительствами разных стран, так и международными и общественными организациями. "В то время как тенденции и проблемы в целом могут быть объективно выражены с точки зрения того, что есть, образование предстает лишь в свете того, что должно быть. Это объясняется характером образования как процесса качественного изменения. Если оно не изменяет объекта воздействия, это не образование, а скорее просто база данных". (232,с.8).
Ставится задача определения того, о каком образовании должна идти речь, каким человеческим идеалам и целям соответствует и должна соответствовать его направленность. И, в первую очередь, эти проблемы соотносятся с новым веком, новым обществом, новой цивилизацией.
Современное гуманитарное знание находится в стадии формирования новой методологии, идет теоретический поиск новых "универсалий" (категорий) культуры (247,с.89). Не случайно подобный интерес отмечается обычно в эпоху радикальных социальных перемен. Например, закономерность взлета социальнофилософского мышления в прошлом веке на переходе к индустриальной цивилизации (Штомпка П.). Подобное явление наблюдается и сегодня. Формирование ценностей и мировоззренческих ориентиров связано не с воспроизводством сегодняшнего образа
14