Введение
ПЛАН
•*
Глава 1 Методология социологического анализа стереотипов 14
деятельности
1 Сущность и содержание стереотипов досуговой деятельности
2 Особенности стереотипов досугового поведения учащейся молодежи 50
Глава 2 Содержание и специфика формирования стереотипов досуговой
деятельности современной учащейся молодежи.
1 Стереотипы поведения в старшеклассников в свободное время •
2 Особенности стереотипов досуговой деятельности студентов вузов 108
Заключение у „ 126
. 'Г ■' \ V »!'•>«•
Литература 132
3
Современный мир характеризуется очень высокой изменчивостью. '1'е юрмы и правила, которыми люди руководствовались еще в середине XX века, сравнительно быстро заменяются на новые, более соответствующие достижениям научно - технического и социального.прогресса. Большинство между! ародных конфликтов, хотя и не все, стали решаться за столом переговоров, а не путем военных столкновений. В основных сферах жизнедеятельности женщины достигли равенства с мужчинами, старшее поколение во многих сферах обыденной жизни ориентируется па ценности молодежи, а не пытается как прежде навязать свои.
Люди уже привыкли получать разнообразную информацию с помощью телевидения, радио, наблюдать события, происходящие в другой части мира, становясь их невольными соучастниками. Быстро меняется не только техническое оснащение многих производств, но также становится оснащенным достижениями современной техники каш повседневный быт. Для многих стал обычпьм явлением сотовый телефон, Интернет, которые появились несколько лет назад. В этом быстро меняющемся мире кажется уже ничего не остается неизменным, па всем лежит печать преходящего.
Однако, если взглянуть глубже, то заметим, что человеческая природа осталась во многом такой же, как и прежде. Люди также стремятся к личному счастью, достижению материального благополучия, созданию хорошей семьи, полноценному отдыху и т.п. Следовательно, существуют законы, обеспечивающие определенную устойчивость человеческой жизни даже в век различных социальных, научных, информационных революций. Это связано с особыми механизмами воспроизводства человека, к которым относятся • чособн возникновения, существования и смены стереотипов сознания и Г О30дет ля индивидов я социальных общностей.
особенности семейного воспитания в г. Новоуральске в 1998 г. Опрошено 360 родителей старшеклассников по двухступенчатой квотной выборке. В 1999 г. было осуществлено анкетирование в г. Новоуральске по той же выборке 360 старшеклассников, а также 320 студентов двух вузов города, с целью выявления различий в стереотипах досуговой деятельности этих групп учащихся.
Также широко привлекались данные социологических исследований уральских социологов по данной проблематике, проведенные в 70 -е - 90 - с годы. Это позволило выявить особенности и направленность изменений в стереотипах досуговой деятельности, произошедшие под влиянием рыночных отношений в различных типах поселений .
НАУЧНО -ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ РАБОТЫ
Пэлучснные в процессе диссертационного исследования выводы могут быть использованы в качестве методологической основы для формирования более глубокого понимания сущности и особенностей становления и развития стереотипов человеческой деятельности. Выяснена специфика современных стерео гипов досуговой деятельности старшеклассников и студентов, формируемых той культурой, которая утверждается в процессе становления
г
рыночных отношений. Показана роль семьи, СМИ, учреждений культуры в изменении содержания и направленности стереотипов досуговой деятельности в особых поселениях, каковыми являются «закрытые города». Выявлены основы совершенствования государственной и муниципальной политики в сфере организации досуга молодежи.
Материалы работы могут быть использованы при чтении курсов по «Социологии досуга». «Социологии молодежи», а также в деятельности руководителей учебных заведений, учреждений культуры. В настоящее время результаты работы используются в работе городского отдела образования,
отдела культуры, комитета по делам молодежи г. Новоуральска, администрации ряда школ и высших учебных заведений.
АПРОБАЦИЯ работы /
Содержание диссертации, научные разработки и вывода прошли апробгцию в ходе участия! автора в научных конференциях по проблемам совершенствования образования в СФТИ - г. Снежинок (1998 г.). конференции молодых ученых по актуальным проблемам развития естественных и гуманитарных наук в НФТИ (филиал МФТИ) - г. Новоуральск (1998 г. и 1999 г.). Материалы диссертации были использованы при организации воспитательной работы в Политехническом колледже г. Новоуральска, а также ряде школ этого города.
Диссертация обсуждалась на заседании кафедры прикладной социологии в У рал ьс ком государствен ном у н и верситете
- Київ+380960830922