2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.............................................3
Г Л А В А 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЦЕННОСТНОЙ ОРИЕНТАЦИИ..........................................13
1.1 .Методологические аспекты исследования ценностей и ценностных
ориентаций молодежи........................................13
1.2.Адыгейские национальные и традиционные ценности: их роль в социализации молодежи......................................43
ГЛАВА 2. ЦЕННОСТИ СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ........................63
2.1 .Тенденции изменения ценностных взглядов студенчества..63
2.2.0риентации студенчества в сфере вузовского образования.90
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.........................................117
ЛИТЕРАТУРА.........................................123
ПРИЛОЖЕНИЕ........................................144
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Сегодня, в период противоречивых политических и социально-экономических перемен, четко обозначились два направления кризиса общества. Одно из них - это кризис экономики, другое - кризис культуры. При этом культура рассматривается не как отрасль художественной деятельности, а как система ценностей и норм, которая является субъективно-побуждающим фактором всех форм социальной активности любого общества.
В этом плане особую актуальность приобретает анализ ценностей различных социально-демографических групп, классов, отдельных личностей, которые могут иметь отличающиеся, а иногда и входящие в противоречия, системы ценностей. При этом наибольшее внимание следует уделить изучению ценностных ориентаций молодежи и, в частности студенческой, поскольку формирующаяся иерархия ценностей этого поколения, в конечном счете, определит будущность нашей страны, будущность Республики Адыгея.
Следует отметить, что формирование ценностной ориентации молодежи происходит на фоне глобальных изменений ценностей человеческого общества в целом, связанных с проявлениями критического состояния многих мировых мировоззренческих систем. Характерной чертой динамики ценностей многих западных обществ является снижение значения ценностей индустриального общества и возрастание значимости гуманистических ценностей общества постиндустриального типа. Данный процесс оказывает определенное влияние и на состояние ценностей России и народов, входящих в состав Российской Федерации, в том числе Республики Адыгея. Однако, особенности её социально - экономического развития вносят свою специфику в формирование новой системы ценностей, а именно: способствуют распространению ценностей, свойственных индустриальному обществу. Но обострившиеся глобальные проблемы, связанные с выживанием человечества, диктуют необходимость увеличения объёма гуманистических ценностей. Од-
14
крату, истинные ценности-сокровища души, которые составляют «познание». Говоря о знании, он имел ввиду не знание вообще, а этническое знание, которое носит всеобъемлющий характер. Оно определяет правильный выбор линии поведения и образа деятельности для достижения счастья. Аристотель критиковал этические взгляды Сократа, определил его этику, как безусловный рационализм (интеллектуализм) (10, с. 189-190). Рассматривая античную философию, следует заметить, что ценностные или этико-эстетические характеристики содержались в самом понятии реальности истинного бытия.
И.Кант противопоставил сферу нравственности (свободы) сфере природы (необходимости) (82, сЗ 11-501). Он считал главным неразрывную внутреннюю диалектическую взаимосвязь свободы и морального закона, способность человека ориентироваться на нравственные принципы
Р.Лотцем впервые введено понятие ценности. Немецкий философ определяет ценность существующим лишь в ее значимости для субъекта, но не является продуктом его произвола: она объективна как общезначимая форма поведения (224, с.324).
Обосновать общезначимость теоретического познания и нравственного действия пытался В.Виндельбанд с помощью теории ценностей избежать релятивизма и обосновать общезначимость теоретического познания и нравственного действия. В качестве ценностей у В.Виндельбанда выступает истина, добро и красота, а наука, правопорядок, искусство и особенно религия рассматриваются как ценности - блага культуры, без которых человечество не может существовать (30, с379).
Неокантианство положило начало разработке новой отрасли философского знания- науки о ценностях. Концепцию ценностей, сформулированную в Баденской (Фрейбургской) школе можно выразить следующим образом: во-первых, выделены объекты, которые названы ценностями, реально не существуют, а признаются как принципы. Причем они принадлежат к миру долженствования. Неокантианцы считали, что ценности являются своеобразны-
ми объектами и составляют собственный предмет философии, и это послужило основанием деления наук о природе и о культуре. Во-вторых, неокантианцы провозгласили духовное начало основным в истории общества, и с этих позиций критически воспринимали материалистическое понимание истории, созданное К.Марксом (253, с 12.).
Как известно, большое влияние на формирование аксиологического направления в социологии оказали с одной стороны, культурно - исторический релятивизм, а с другой - марксизм. Любой человеческий акт предстает осмысленным лишь в соотнесении с ценностями, определяющими нормы поведения людей и их цели. На это указывал еще Макс Вебер, который ввел проблему ценностей в социологию, представив ценность как норму (224, с.732).
Мировая и отечественная социология обязана Э. Дюркгейму своим анализом ценностно-нормативных систем общества в противовес позиции М.Вебера. Последний размещал ценности по ту сторону эмпирической реальности, считал их скорее предметом веры, чем научного познания.
Э.Дюркгейм, напротив, утверждал, что ценности основаны на реальной действительности, проистекают из нее, следовательно, не только доступны, но и подлежат научному объяснению. Французский ученый определяет ценности как явления реальной социальной жизни, максимально приближенные к идеалам и выработанные общественным сознанием (66, с. 106- 114).
После появления работы У.Томаса и Ф.Знанецкого “Польский крестьянин в Европе и Америке”, в которой ценность определяется как “любой предмет, обладающий поддающимся определению содержанием и значением для членов какой-либо социальной группы” (180, с. 13), в социологии ценности приобретают значение средств соотнесения действий людей с функционированием социальных институтов.
В дальнейшем разработка проблемы ценностей в социологии получила развитие в работах Т.Парсонса и К.Клакхона. У Т. Парсонса понятие ценно-
- Київ+380960830922