2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.................................................... 3
ГЛАВА 1. ПРИРОДА ИНТУИТИВНОГО АКТА: ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕТЕОРЕТИСКОЙ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ.............................16
§ 1. СУЩНОСТЬ И АТРИБУТЫ ИНТУИЦИИ КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА В ИСТОРИИ ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ..................................16
§ 2. Современные теоретические модели интуиции.............44
§ 3. Особенности базовой теоретической модели интуиции.....63
ГЛАВА 2. ИНТУИЦИЯ КАК АТРИБУТ ВНУТРИГРУППОВОГО ЛИДЕРСТВА: ПРОБЛЕМЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ................................88
§ 1. Особенности программы эмпирических исследований юли интуиции
ЛИДЕРСТВА В МАЛОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ ГРУППЕ............................88
§ 2. Качественные особенности анализа эмпирических данных.105
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................139
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ...........................................144
ПРИЛОЖЕНИЯ
161
3
ВВЕДЕНИЕ
Проблема сущности интуиции и ее роли в поведении людей в истории гуманитарного знания всегда была одной из наиболее любопытных, привлекавших особое внимание представителей самых разных дисциплин: философии, психологии, этики, теологии, социальной психологии, социологии.
В этом смысле актуальность проблем интуиции, которая очень тесно связана с наиболее фундаментальными вопросами о природе человека, в истории гуманитарных наук не нуждается, видимо, в особенно подробной аргументации.
Отметим лишь некоторые из причин роста актуальности проблем интуиции в последнее время. Первая группа таких причин связана с резким усложнением общественной жизни в силу смешения в ней самых разных экономических укладов, парадигм духовной жизни, разрывов поколенческих ценностей. В результате сформировалась мощная система пограничных жизненных ситуаций, где огромная роль интуиции в принятии поведенческих решений несомненна.
Кроме того, существует и логика научных исследований такой, быстро усложняющейся и по-новому структурирующейся жизни общества, где роль интуиции закономерно растет. Впрочем, такой вывод действителен и для естественных наук, где проникновение к новым знаниям о мироздании дается ценой потери наглядности, а порой и прямой беспомощности так называемого «здравого смысла», все более уступающего место научной интуиции.
11одчеркпем также, что изучение природы интуиции стимулируется и бурным распространением компьютеризации. Невзирая на все попытки, даже в компьютерах последнего поколения, смодели-
15
отдельные аспекты избранной тематики:
1. «Социально-психологическая напряженность горожан». 2001 гол. Выборка простая интервальная - 1300 человек. Базовые методы - анкетирование, интервью, фокус-группы. Генеральная совокупность - жители города Тамбова.
2. «Телефонный мониторинг политических ожиданий электората». 2001 гол. Объем еженедельной простой механической выборки - 1200 человек. Генеральная совокупность -жители города Тамбова. Длительность мониторинга - 4 недели, совокупный объем выборки - 4800 человек.
3. «Групповые оценки горожанами деятельности СМИ». 2001 год. Выборка простая механическая - 1200 человек. Базовые методы - анкетирование, экспертные и контрольные фокус-группы. Генеральная совокупность - жители города Тамбова.
4. «Электоральные ожидания четвертого избирательного округа города Тамбова». 2001 год. Выборка простая механическая - 1000 человек. Базовые методы - анкетирование, интервью и др.
АПРОБАЦИЯ РАБОТЫ.
Материалы работы апробированы в деятельности информационно-аналитического отдела мэрии города Тамбова, в авторе к и х публ икациях.
16
ГЛАВА 1. ПРИРОДА ИНТУИТИВНОГО АКТА: ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕТЕОРЕТИСКОЙ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ § 1. Сущность и атрибуты интуиции как методологическая проблема в истории гу манитарного знания
В истории гуманитарного знания всегда были особые проблемы, вызывавшие постоянный интерес у мыслителей практически всех эпох, ментальности и интеллектуальных направлений. Одна из них - проблема природы интуиции (хотя сам термин употреблялся далеко не всегда, в античности чаще говорили о катарсисе, просветленном состоянии духа; в Средневековье был принят термин теофа-нии, просветления как результата непосредственного общения с Богом, и так далее).
Свой след в такой огромной по масштабам галерее интеллектуальных попыток понять феномен интуиции оставляли не только специалисты по гносеологии, логике или методологии науки вообще, но и искусствоведы, писатели, артисты, политики, предприниматели.
В результате долгих попыток освоить этот интеллектуальный мир автор столкнулся с мощной базовой неопределенностью - даже простое описание на уровне названий, имен и общих идей заняло бы весь объем работы, даже учитывая неизбежные пробелы в эрудиции автора. Вместе с тем было бы, видимо, совершенно неверным игнорирование возможностей историко-теоретического анализа проблем интуиции в гуманитарном знании.
- Київ+380960830922