Ви є тут

Подмосковная дача в советской архитектуре : На примере поселков творческой и научно-технической интеллигенции

Автор: 
Аксельрод Ксения Игоревна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2002
Артикул:
271082
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
Оглавление.
Введение. Общая характеристика работы Литературный обзор. История возникновения и развития явления Лама в 3
России 7
Глава 1. Подмосковная дача в 1920 - 1980-е годы 70
1.1 Градостроительная эволюция подмосковного дачного строительства ?0
1.2 Подмосковное дачное строительство 1920- 1980-х гг. Анализ и
систематизация 30
Глава 2. Социо-культурный аспект дачных поселков Николина Гора. НИЛ.
Советский Архитектор. Переделкино. Мозженка в 1920 - 1980-е гг 36
2.1 Культурологический феномен дачных поселков творческой и научно-
технической интеллигенции . 36
2.2 Дачные поселки Николина Гора. НИЛ. Переделкино и др. История
создания 40
2.3 Дачные поселки Николина Гора. НИЛ. Переделкино и др. 1941 - 1950-е
зо
2.4 Дачные поселки Николина Гора. НИЛ. Переделкино и др. 1960 - 1980-е
годы 37
Глава 3. Архитектурный и градостроительный аспекты дачных поселков 11ИЛ,
Николина Гора. Советский Архитектор. Переделкино. Мозженка в 1920 -
1980-е гг 60 3.1 Расположение изучаемых поселков в системе московской агломерации.. 60
3.2 Градостроительное решение (планировка) поселков 65
3.3 Архитектура дачных домов. Анализ и систематизация 73
3.4 Планировка дачных участков 101
3.5 Влияние личности владельца на внешний облик и интерьер дома.
планировку участка 114
Заключение 118
Библиография 122
Архивные источники 125
1кречень графических листов 126
Г рафические листы 131
Приложение 1
Приложение 2
Введение. Общая характеристика работы.
Актуальность темы. Исследование подмосковной дачи в советский период интересно и актуально, так как тема эта практически не освещалась. Существуют работы по истории Дачи в России, по дореволюционной Даче. Но за исключением нескольких общих публицистических статей, коротко останавливающихся на дачном строительстве советского времени, автором не было обнаружено никаких работ, где подробно бы исследовалась Дача советского периода.
В 1920-е годы, в загородном строительстве возникло явление, определенное автором как «Новая Дача». Введение понятия «новая» мотивируется ег о популярностью в означенный период. Вместе с тем, в каждом из своих аспектов — архитектурном, градостроительном и социо-культурном, Новая Дача базировалась на традициях русской дореволюционной дачи, адаптированных к новым общественно-политическим условиям. Воплощалось это явление в дачных поселках, которые строила творческая и научно-техническая интеллигенция, политическая элита, профессиональные сообщества. Развиваясь и сохраняя при этом основную форму и атрибутику (в каждом из трех названных аспектов), Новая Дача просуществовала вплоть до начала 1990-х годов. По основной этап в ее истории следует датировать 1920-1950-ми годами. Так как на рубеже 1950-1960-х начинается смена «активного поколения». Основатели дачных поселков уходят, а с ними принципы и традиции Новой Дачи. Эти рассуждения определили разделение временных границ исследования предложенной работы на два этапа, 1920-1950-е гг. и 1960-1980 гг.
В каждый период своего существования. Дача значительна и интересна. Она представляет собой немаловажную часть культурного (в том числе архитектурного) наследия нашей страны. Перемены последнего десятилетия затронули различные аспекты жизни общества. Коснулись они и Дачи. Многое из привычного, традиционного сегодня видоизменяется, многое физически уходит, многое уже утеряно. «А между тем, в России была создана своеобразная дачная культура. Исследовать ее необходимо» (Д.С.Лихачев).
Объект исследования. В представленной работе освещается подмосковная дача в целом, и более подробно дачные поселки 11иколина Гора,
27
две станции и начинается во 2-ой ж/д зоне. К 1935 году была освоена 5-ая ж/д зона. Предложенные в 1935 году местности расположены во 2-ой ж/д зоне, плотно прилегая к старым поселкам. Далее, на границе 4-5-ой ж/д зон и в 5-ой ж/д зоне они расположены разрозненно с расстоянием от станции до 10-15 км. Количество повторений составляет 13% от предложенного.
Столь популярное как до революции, так и в 20-х годах Казанское направление в 1935 г. осваивали довольно скромно. Как уже отмечалось выше, это направление потеряло свою популярность. Новые местности по Казанской железной дороге расположены хаотично, но недалеко от станций. Дачная жизнь развивается в рамках все тех же 1-ой и 4-ой ж/д зон. приблизившись при этом на одну станцию к центру города. Количество повторений составляет 33% от предложенного.
Нывшая Нижегородская, а в 1935 году Горьковская линия Московско-Курской железной дороги расположена в том же сегменте, что и Казанская железная дорога. Спад ее популярности столь же очевиден. Направление «отступило» от Москвы на 1 ж/д зону. Тем не менее, повтор составляет около 45,5% от предложенного.
Энергично осваивается Октябрьская железная дорога. Отодвинувшись от города на одну зону, дачная жизнь по этому направлению разворачивалась во 2-6-ой ж/д зонах. Новые местности располагались по всей длине железнодорожной ветки возле станций и на достаточном расстоянии, до 12 км. Количество повторений составляет 21% от предложенного.
Московско-Курская железная дорога в 30-х годах была востребована приблизительно на половину по сравнению с 20-ми. Дачная жизнь на этом направлении отодвинулась от города на одну станцию и включила 4-ую ж/д зону. Таким образом, в 1935 году она охватывала 1-4-ую ж/д зоны. Новые местности располагались равномерно по всей длине линии в районе станций 1-3-ей ж/д зон, а также в 4-ой ж/д зоне на расстоянии от станций до 15 км. Количество повторений составляет 18% от предложенного.
Рязанско-Уральская линия Московско-Курской железной дороги (ныне Павелецкая железная дорога), отступила от центра города на пять станций. Дачная жизнь на этом направлении разворачивалась в неосвоенных в 20-х годах 3-4-ой ж/д зонах. Новые местности располагались разрозненно, но расстояние до станции не превышало 8 км. Учитывая резкую смену ареала
28
дачной жизни, количество повторов местностей 1929 года самое маленькое среди всех направлений — 1 поселок.
Резюмируя, следует отметить, что в отличие от расположения дачных местностей в 1920-х годах — по всей длине железнодорожных линии, плотно прилегая к станциям и старым поселкам, в 1930-х картина разнообразней. Можно выделить три типа размещения местностей: но всей длине
железнодорожной линии; в удаленных, не освоенных ранее зонах (в зависимости от направления от 3-сй до 7-ой ж/д зоны); на концах ареала, то сеть в непосредственной близости от города, 1-2-ой ж/д зонах, и в максимальном удалении. Плотность расположения местностей также разнится. Разброс расстояний между станцией и дачными местностями от 3 до 15 км. Очевидно, чем крупнее железнодорожная станция, тем больше вокруг нее находится «подходящих» местностей. Например, в районе станции Сходня (Октябрьской железной дороги) предлагалось 24 местности, станции Влахернской (Савеловская линия Северной железной дороги) — 28. По Московско-Бслорусско-Баатийской железной дороге вокруг города-станции Звенигород (Белорусская линия) было предложено 35 местностей, а у станции Истра (Балтийская линия) — 38. При этом среднее количество местностей в районе одной железнодорожной сганции — 3-4.
Из всего вышесказанного следует, что принципом размещения дачных местностей в 1929 году была близость к тратиционным старым дачным местам. В 1935 году количество дачных местностей, выбранных по этому принципу, резко сократилось. Одновременно горожанам предлагались любые пригодные для дачной жизни деревни, села и рабочие поселки. Почему же столь популярные в 1920-е годы дореволюционные дачные местности в 1930-х отходят на задний план, отдавая первенство новым территориям? Можно выделить три причины. Начавшаяся в 1930-х реконструкция Москвы, а соответственно реструктуризация окраинных территорий, во-первых. Увеличение числа потенциальных дачников, во-вторых. Третьей причиной явилось то, что дачи в старых поселках принадлежали государству и к середине 1930-х сдавались в наем уже не широкому кругу желающих, а людям из вполне определенного списка. Возможное новое строительство на старых территориях было дослупно немногим, по большей части - организациям.