Содержание
Введение
Глава 1 Социо-культурпый контекст и градоустройсгво Всемирных выставок
1.1 Девизы и тематика Всемирных выставок как отражение социо-
культурного развития мирового сообщества и принципы его формирования
1.2 Организация пространства Всемирных выставок и сложение
ведущих градостроительных принципов своего времени
1.3 Экспозиционный город в Японии: демонстрация градостроительных приоритетов
Глава 2 Архитекту ра Японии на Всемирных выставках
2.1 Павильоны Японии на довоенных выставках: предъявление архитектурных традиций
2.2 Архитектура павильонов Японии и Германии после Второй мировой войны: тенденции формообразования
2.3 Формы и способы передачи архитектурных традиций в павильонах
Японии и Германии
2.4 Использование смысловой триады «пустота - промежуток - тень»
в творчестве современных японских архитекторов
2.5 Архитектурные эксперименты на Всемирных выставках и реальное
строительство
Глава 3 Япония - Россия: общее и особенное
в архитектурных экспериментах XX века
3.1 Русский авангард и японский метаболизм
3.2 Русский авангард и современная архитектура Японии
3.3 Лестница как прием организации общественного пространства у И. Леонидова и Т. Андо
3
3.4 Общественное и индивидуальное пространство: социальный эксперимент в архитектуре жилища русского авангарда и формирование индивидуального пространства в современной японской архитектуре 162
Заключение и выводы 178
Примечания 182
Источники и литература по теме 186
Приложение 1. История создания Всемирных выставок 194
Приложение 2. Таблицы иллюстраций 203
20
немецких городов и промышленных предприятий. Причем союзная авиация уничтожала преимущественно жилые кварталы, чтобы подорвать дух населения. За год (к 1943 году) сотни бомбардировщиков стерли с лица земли целые немецкие города, где было разрушено около 4 млн. домов. (52) Всего за время войны в Германии было уничтожено более 20 % жилого фонда (2,3 млн. из 10,5 млн. жилищ). (25, с. 445) Столица Германии, Берлин, лежала в руинах. "Ни в каком другом городе судьба градостроительства не зависела в такой степени от политической ситуации, как в Берлине после 1945 года. Именно архитектура стала отражением политических пристрастий и, в конечном счете, символом раскола Берлина". (72, с. 517) Один из крупнейших и красивейших немецких городов - Дрезден - бомбили, правда, всего один раз, но за одну ночь бомбардировки, с 14 на 15 февраля 1945 года, город потерял 1600 акров земли и был почти полностью стерт с лица земли.
Можно привести еще несколько ярких примеров: в городе Бреслау из 30 тысяч зданий за время Второй мировой войны было полностью уничтожено 21600, в Кельне было разрушено две трети жилого фонда, в Дортмунде, Дуйсбурге, Касселе - более 60%, в Киле - 58%, в Гамбурге -55 %. (52, с. 203)
В Японии последствия Второй мировой войны сводились к тому, что большинство важнейших населенных пунктов также оказались в руинах. В крупных городах было разрушено 3,5 млн. домов. (81, с. 263) В качестве примера можно привести Токио, который потерял 57 процентов общего числа своей застройки. Массивные воздушные бомбардировки перед окончанием войны превратили большую часть Токио в разоренную пустошь. Во время тяжелых бомбежек Токио 1945 года до основания был разрушен известный район Гиндза. (47) Город Осака лишился около 60 процентов своего жилья, социальных и культурных учреждений.
21
Всего за две недели до окончания войны, 2 августа 1945 года, город Мито атаковали волны американских самолетов. Бомбы и пожары уничтожили 4/5 города. (82, с. 15) В последние дни Второй мировой войны штурм американской армии обрушился и на острова Окинава, опустошив их. В масштабах страны целиком около 20 процентов всех сооружений было уничтожено воздушными налетами. (124, с. 341) И, конечно, нельзя забывать об атомных бомбардировках Японии, которые практически стерли с лица земли два города - Хиросима (6 августа 1945 года) и Нагасаки (9 августа 1945 года).
В результате, и Япония и Германия после опустошающей войны были вынуждены практически застраиваться заново. Проводя Всемирные выставки во вновь восстановленных городах, обе страны стремятся показать свои варианты организации городского пространства. Можно также отметить, что Япония и Германия, находясь в схожих условиях после опустошительной войны, вынуждены были выбирать архитектурно-художественные тенденции, стилистические направления и конструктивные предпочтения для становления и развития своей архитектуры, создавая и заново организуя окружающее жизненное пространство.
После Второй мировой войны во многих странах на первый план вышла проблема не только восстановления, но и улучшения качества жизни в городе. Об этом свидетельствуют и все темы выставок этого периода: "Человек и прогресс" (Брюссель - 1958), "Человек в космическую эру" (Сиетл - 1962), "Человек на тесной планете в расширяющейся вселенной" (Ныо-Йорк - 1964-65), "Земля и люди" (Монреаль - 1967), "Прогресс и гармония для человечества" (Осака -1970). Каждая выставка, независимо от ее статуса, именно в это время ставит в центр внимания человека, чего история существования Всемирных выставок не знала ни до, ни после этого периода.
- Київ+380960830922