ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение____________________________________________________________3
Глава 1. Теоретико-методологические основы анализа ценностей, ценностных ориентаций в образе жизни социальных групп____________________ 15
1.1. Образ жизни, ценности и ценностные ориентации: взаимосвязь понятий__________________________________________________________________15
1.2. Образ жизни российских студентов и ценностные ориентации, определяющие его содержание_____________________________________________ 49
1.3. Американское студенчество: ценностные ориентации и образ жизни в контексте социокультурной специфики США____________________________71
Глава 2. Общее и особенное в ценностных основаниях образа жизни современного российского и американского студенчества__________________99
2.1. Общее в системе образа жизни и ценностных ориентациях российских и американских студентов________________________________________99
2.2. Различия в ценностных ориентациях, определяющих образ жизни российского и американского студенчества____________________________139
Заключение__________________________________________________________160
Литература______________________________________________________167
2
Введение
Актуальность темы исследования. Одним из отличительных признаков современного этапа общественного развития является глобализация. Поэтому попытки уловить тенденции влияния глобализационных процессов на формирование нового ценностного сознания представляют интерес для современных зарубежных и отечественных социологов. С одной стороны, глобализация способствует ускорению процесса социодинамики культуры, усиливает интенсивность культурных обменов и узаконивает существование определенного культурного стандарта. С другой стороны, она способствует углублению культурного неравенства между странами и народами. Глобализация в том виде, в каком как она присутствует сегодня в российской среде, есть распространение принципов рационального западного мира. Прежде всего, это распространение североамериканской культуры и соответствующей ей специфической системы приоритетов, ценностей, образцов и идеалов, что и позволяет некоторым исследователям говорить о том, что глобализация в России выступает в форме американизации. Этот процесс определяется как объективными причинами, так и субъективными, а именно целенаправленным распространением североамериканской культуры как «великого агента глобализации». Представители американской элиты не скрывают, что культурная агрессия, навязывание ценностей американской культуры представителям других стран осуществляется сознательно. З.Бжезинский в своей книге «Великая шахматная доска» писал, что «американская массовая культура излучает магнитное притяжение, особенно для молодежи во всем мире»1. Вместе с культурой распространяются и ценности западной цивилизации, и мировоззренческая программа, основу которой составляет философия позитивизма и прагматизма с ее принципами инструментализма и операциона-лизма. В основе этой программы — целесообразная деятельность в качест-
: Бжезинский 3. Великая шахматная доска. - М.: Международные отношения, 1999г. - С. 38.
альиых групп, в частности той, которая является предметом нашего исследования - студенчества. Поэтому, на наш взгляд, должна быть следующая логика теоретического анализа взаимодействия двух социальных процессов. Прежде всего, следует выделить существующие подходы к пониманию ценностной ориентации не только в социологии, но и в других областях знания, а уже затем выявить роль данного фактора в становлении содержания образа жизни определенных социальных групп.
Само понятие ценностной ориентации возникло в связи с использованием более широкой категории, которой выступают ценности, следовательно, рассмотрение понятия ценностной ориентации обязательно требует хотя бы краткой характеристики сущности и содержания понятия ценности, как особого социокультурного образования.
Теоретические представления о ценностях до настоящего времени крайне разноречивы. Цитируя Н.О.Лосского, можно сказать, что « ...одни выводят ценностный аспект мира из индивидуально-психических переживаний, другие - из непсихических факторов; одни считают ценности субъективными, другие - объективными; одни утверждают относительность всех ценностей, другие настаивают на существовании также абсолютных ценностей; одни говорят, что ценность есть «отношение», другие - что ценность есть качество; одни считают ценности идеальными, другие - реальными. третьи - не идеальными, но и не реальными».2
Философская трактовка данного понятия выражена, в частности, в подходах отечественного ученого Л.Н. Столовича. Он отмечает, что в языках многих народов мира слово «оценка» и «достоинство» синонимичны слову «ценность». В русском языке слова «ценность» и «оценка» связаны со словом «цена». В современном словаре термин «цена» выражает в основном товарно-денежные отношения, хотя может употребляться и в более
7 Лосскнй Н.Ценность и бытне:Бог и Царство Божие как основа ценностей. - Париж: УМСА-PK.ESS.1931.- 136с. (С.103)
16
широком контексте. Генезис понятия «ценность», воссоздаваемый на основе обозначающих его слов, демонстрирует, что в нем соединились три аспекта значения: 1) характеристика внешних свойств вещей, 2) психологические качества человека, 3) отношения между людьми, их общение. Как пишет Л.Н.Столович, в каждом из «классов ценностей своеобразно сочетаются основные значения ценности - вещественно-предметное, психологическое и социальное».3
Прежде всего, здесь выделяется возможность использования данной категории при характеристике различных явлений окружающего мира, и, следовательно, автор рассматривает ценность как особое явление культуры, которая заключается в том, что в природном мире реализация инстинктов осуществляется фактически в каком-то одном варианте, которое существует для отдельного живого организма. Человек же создает многообразие вариантов реализации тех или иных своих потребностей, что отражено в подходе А.Г. Здравомыслова, поскольку он связывает ценности с потребностями и интересами.4 Несомненно, ценности (то, чему люди придают большое значение), обладая зачастую весьма отвлеченными и сложно определяемыми характеристиками (т.н. статус, богатство, власть, справедливость, самореализация, добро, любовь, счастье и др.), весьма существенно влияют на поведение отдельного человека и общественную практику в целом, поскольку любое ценностное отношение содержит интерес, который побуждает субъекта к целенаправленной деятельности. В трактовке
А.Г. Здравомыслова указывается, что сам выбор вариантов реализации потребности предполагает определение значимости, позитивной характеристики тех вещей, предметов или отношений, с помощью которых человек может удовлетворить свои потребности. И поэтому, когда мы выделяем ценностный аспект, мы характеризуем существование отличий между
3 Столович Л.Н. Красота. Добро, Истина. - М., 1994. - С. 10.
4 Здравомыслов А.Г. Потребности, интересы, ценности.- М.: Политиздат, 1986. С. 197.
17
- Київ+380960830922