Ви є тут

Торгово-развлекательные комплексы как фактор изменения культурного потребления населения крупного города

Автор: 
Ланкинен Юлия Александровна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2009
Артикул:
294911
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание
Введение........................................................3
Глава 1. Теоретические основы изучения
культурного потребления.........................................18
1.1 Основные социологические теории потребления.................18
1.2 Развитие массовой культуры в России.........................36
Глава 2. Социокультурное пространство
крупного города и место досуга в нем............................62
2.1 Социокультурные зоны крупных городов........................62
2.2 Возрастающая роль досуга в современном обществе.............85
Глава 3. Торгово-развлекательный комплекс как транслятор массовой культуры и
образцов культурного потребления...............................108
3.1 Типы торгово-развлекательных комплексов города.............108
3.2 Посещение ГРК как новая повседневная практика..............130
Заключение....................................................158
Список литературы..............................................163
Приложение 1...................................................177
Приложение 2...................................................181
2
Введение
Последние два десятилетия в России ознаменовались широкомасштабными радикальными изменениями в буквальном смысле преобразившими социальный, экономический, политический и культурный облик страны. Трансформации в обществе приводят к смешению ценностей и необходимости построения, трансляции и стимулированию потребления новых культурных образцов, кодов, стилей жизни.
Социокультурное пространство формируется под влиянием целого комплекса причин: географических, климатических, исторических,
социальных, экономических, этнических и т.д. Само возникновение цивилизации в том смысле, как об этом писали Л.Г.Морган, Ф.Энгельс и М. Вебер связано с возникновением городов. Именно их генезис и развитие приводят к изменению самого базового принципа, который определяет социокультурную специфику тех или иных территорий, ибо город становится центром возникновения, трансляции и потребления культурных инноваций. Одним из новшеств, с которым столкнулись жители крупных городов России в начале XXГ, является появление торгово-развлекательных комплексов.
Актуальность темы диссертационной работы обуславливается изучением абсолютно нового составляющего социокультурной среды пространства современного города и реального составляющего повседневной жизни россиян, за счет которого происходит изменение номенклатуры досуговых практик - торгово-развлекательный комплекс. Современная социальная жизнь порождена городом и городской реконфигурацией социального пространства. В числе моделей «пост-урбанистического» пространства, организуемого этой формой
и их функций в современном обществе, в том числе при разработке концепции и метода исследования.
Практическая значимость исследования
Положения и выводы диссертации могут найти применение при разработке и чтении общих и специальных курсов по социологии, культурологии, а также результаты исследования могут быть использованы при разработке плана социального и культурного развития города.
Апробация работы
Основные положения и результаты исследования представлены на: V Международной научной конференции «Потребление как коммуникация - 2009» (Санкт-Петербург 2009), научной конференции РАН «Социальные проблемы инновационного развития общества» (Санкт-Петербург 2009), научно-практических конференциях «Вторые Ковалевские чтения» и «Третьи Ковалевские чтения» (Санкт-Петербург 2007, 2008).
Структура и объем диссертации
Работа состоит из введения, трех глав, каждая из которых содержит по два параграфа, заключения, списка использованной литературы и двух приложений.
17
Глава 1. Теоретические основы изучения культурного
потребления
1.1 Основные социологические теории потребления
В настоящее время потребление становится доминирующим социальным процессом, начинает играть основную роль в процессе воспроизводства, подчиняя и другие его составляющие (производство, распределение, обмен), выходит за рамки экономической сферы, проявляясь во всех социокультурных практиках. Преобладающая роль потребления в социальных отношениях приводит к изменению этих отношений, что позволяет исследователям описывать современное общество как общество потребления. В данном параграфе хотелось бы изложить основные социологические подходы к изучению данного феномена.
Понимание социокультурной сущности потребления невозможно без критического переосмысления подхода классической экономической теории, которая трактует потребление лишь как фазу экономического процесса. К.Маркс в своей критике политической экономии говорил, что подлинное, то есть социальное содержание экономический процессов «прячется» идеологией и обыденным сознанием. Вслед за Марксом, выявившим структурообразующую роль производственных отношений, свой вклад в развитие критического подхода внесли теоретики и нео- и постмарксизма. Они обратились к раскрытию социального существа феномена потребления, руководствуясь марксовой моделью «базис-надстройка», но постоянно ее трансформируя.
Неомарксистский взгляд на потребление сформировался в 1960-х гг. как следствие анализа трансформации капитализма, произошедшей после
18