Ви є тут

Музей как поле социокультурной коммуникации

Автор: 
Грачева Екатерина Сергеевна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2010
Артикул:
273930
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание
Введение...................................................................3
1. Музей как социокультурный феномен современного общества.................16
1.1. Диверсификация музейной деятельности в современном обществе.........16
1.2. Социальные функции музеев...........................................39
1.3. Роль музейной коммуникации в социальной идентификации современного посетителя............................................................62
Глава 2.Трансляция культурных образцов как социокультурная коммуникация 83
2.1. Средства социокультурной коммуникации в социальной адаптации и возрождении ценностей.................................................83
2.2. Процессы художественной коммуникации в музейном пространстве.......102
2.3. Интернет-коммуникации как средство сохранения и трансляции культурных ценностей............................................................126
Заключение...............................................................142
Список литературы.........................................................151
Приложение 1. Результаты контент анализа журналов «Мир музея» (200 -
2001 гг.,N=297), «Музей» (2007-2009гг.^=171)............................162
Приложение 2. Анкета опроса посетителей музея...........................164
Приложение 3. Результаты анкетирования респондентов в Радищевском музее
168
Приложение 4. Тид интервью........
Приложение 5. Список информантов:
174
177
Введение
Актуальность диссертационного исследования определяется необходимостью анализа трансформации социокультурной деятельности музея как научно-исследовательской, образовательной и досуговой организации. Современные музеи занимают определенную позицию в системе культуры и образования, привлекая к участию в музейной деятельности различные категории посетителей. Отражая культурные ориентиры общества, музей стремится к широкому взаимодействию с публикой, выступая центром духовного и нравственного воспитания, неким форпостом в деле изучения, сохранения, трансляции социальной информации и опыта. Глобализация и информатизация общества, интенсивное формирование развлекательно-досуговой, индустрии активно влияют на презентацию музейных практик, которые в настоящее время связаны не только с процессами сохранения и интерпретации культурного наследия, но и попыткой решения актуальных проблем для современников.
Культурно-коммуникативный подход и использование инновационных технологий способствовали обретению музеем статуса культурно-досугового центра, не изменив его исторически сложившийся авторитет института, который занимается сохранением, популяризацией и трансляцией социальной памяти. Стремление актуализировать свой потенциал и ресурсы побуждает музей применять на практике социально востребованные, инновационные технологии, неизбежно приводящие к модернизации музейной деятельности, а также гибкой и своевременной его адаптации к новой социокультурной парадигме, модели понимания мира, учитывая потребности общественного развития.
Одной из важнейших областей, значимой для воплощения нового понимания культурных и смысловых характеристик музейной деятельности, является изучение музейной коммуникации. Актуальные задачи современной культуры требуют совершенствования механизмов взаимодействия с
3
1. Музей как социокультурный феномен современного общества
1.1. Диверсификация музейной деятельности в современном
обществе
Развитие общества и изменение его социальных и культурных ориентаций в конкретную историческую эпоху определяли специфику формирования музея как социокультурного института, включающего в сферу своих интересов различные области истории, культуры, жизни общества. Возникновение нового типа музея представляло собой отклик на социальные потребности общества. Стремление позиционировать себя в качестве культурного феномена побуждало музей адаптироваться к новой социокультурной парадигме, модели понимания мира, не игнорируя при этом условия и логику развития общества, что определенным образом повлияло на трансформацию музейной деятельности, изменение ее информационносмыслового содержания.
Сложившаяся к настоящему времени система классификации музеев представляет собой хронику образования музея. Этимология слова «музей» указывает на его греческое происхождение и может быть переведено как «храм муз». Процессы становления музея как социокультурного института, динамика изменения его социальных функций детерминировались условиями развития цивилизации на определенном отрезке времени. Первоначально музеи создавались как святилища муз, где накапливались различные произведения искусства, литературы и другие культурные артефакты, принесенные в дар богиням муз. В отличие от современных музеев в основе появления античных собраний реликвий лежали не только воспитательнопросветительские цели, но и религиозные мотивы, представляя тем самым сакральную часть бытия. Именно в этот период зарождения музеи стали выполнять определенные социокультурные функции, так как способствовали развитию эстетического вкуса древних римлян и греков, художникам
16
помогали изучать творения, достигать мастерства своих предшественников и в целом служили местом для занятия литературой, искусством и наукой.1
Как особая культурная форма музей появился в Средневековой Европе, постепенно превращаясь в достояние всего человечества, одновременно выступая в качестве средства презентации светской и духовной власти. Возникшие на базе частных коллекций, музеи стали создавать предпосылки для становления музейной науки, которая первоначально складывалась в виде опыта обобщения практической работы с коллекциями. В это время появляются первые коллекции музея как модели универсума. Практика различных форм бытования музеев в разных странах послужила основой для первых попыток создания музейной типологии, когда возникает возможность сформулировать понятие идеальной коллекции, рассматриваемой в контексте репрезентативного явления, фиксируемого ее предметами.
Как отмечают специалисты, процесс становления музея как социокультурного института начинается в эпоху Возрождения, которая ознаменовала появление первых учреждений, называемых в настоящее время
Л
музеями. Их облик и назначение не вполне соответствовали современным канонам музейного учреждения, поскольку музеям только предстояло приобрести смысловые аспекты социокультурного института в привычном для современника понимании. Однако независимо от того, какими целями руководствовались владельцы при создании галерей, частных кабинетов, кунсткамер, их коллекции способствовали расширению кругозора, интеллектуальному развитию и формированию эстетических вкусов.
Переломным моментом в истории развития музея становится XVIII век. В русле идеологии эпохи Просвещения с ее акцентами на просветительские цели и равенство образовательных возможностей людей возникает необходимость превращения закрытых собраний в публичные учреждения. Совершенствование человека путем обращения к культурному наследию
'Нагорский Н. В. Современный музей как институт формирования исторического сознания. - СПб., 2005. С. 171.
2Юренева Т. Ю. Музей в мировой культуре. - М.: «Русское слово - РС», 2003. С.146.
17