2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение.......................................................... 3
ГЛАВА 1. Интеграция и дезинтеграция в системе
социокультурного взаимодействия................................... 27
1.1. Интегральные критерии классификации отношений между этнокультурными общностями....................................... 27
1.2. Практика глобализации и идеология постмодерна как два основания интеграгивно-дезинтегративного баланса................. 57
1.3. Варианты организации многоэтничиого социума: поиск интеграционной стратегии................................................ 68
ГЛАВА 2. Условия и факторы интеграции и дезинтеграции в многоэтничном сообществе................................... 93
2.1. Экономический интерес в динамике интег ративно-дезинтегративных процессов....................................... 93
2.2.Политико-правовые факторы интеграции и дезинтегрпации....... 115
2.3. Культу рная идентичность как фактор и индикатор развития полиэтничного социума........................................... 159
2.4. Роль повседневности в социокульту рных процессах интеграции
и дезинтеграции.............................................. 207
ГЛАВА 3. Векторы интеграции и дезинтеграции в межкультурной коммуникации........................................ 231
3.1. Межкультурная коммуникация в свете методологических противоречий................................................. 231
3.2. Диссонанс и ценностный консенсус в межкультурной коммуникативной практике........................................ 249
3.3. Посредничество и коммуникативное действие в реализации интеграционного потенциала межкультурных коммуникаций 256
3.4. Формы научно-образовательного воздействия на социокультурный интеграционный процесс 274
Заключение...................................................... 312
Использованные источники и литература.......................... 320
Приложения...................................................... 353
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Большинство современных обществ характеризуется многообразием вариантов этнокультурного взаимодействия. Одни из этих вариантов направлены на культурную унификацию в результате поглощения одной культуры другой (ассимиляция, инкорпорация), другие - на обособленное сосуществование культур (сепарация), третьи - на уничтожение культуры этноса путем его насильственной изоляции и лишения перспектив развития (гсттоизация), четвертые - на физическое уничтожение народа (геноцид). Каждое из этих направлений взаимодействия приводит не к разрешению межэтнических противоречий, а только к их обострению.
Возможен еще один, особый тип взаимоотношений в этногетерогенном сообществе - социокультурная интеграция. Особым он является в силу того, что предполагает культурный обмен между общностями с сохранением и развитием социальных характеристик взаимодействующих культур. Такая интеграция подразумевает, одновременно, объединение и социокультурную дифференциацию этносов.
Социокульту рная интеграция при адекватном основании допускает определенную степень культурной обособленности, но не изоляцию культурных групп. Выбор такой формы интеграции в качестве ведущего направления социокультурного взаимодействия может обеспечить как культурную сохранность групп этнически разнородного общества, так и его устойчивость и целостность, что приводит к позитивному ростуг взаимодействующих друг с другом сфер: экономической, политической и духовной. В этом взаимовлияющем друг на друга целого и частей развитии общества состоит новизна новых интегративных процессов, которые позволяют преодолеть различные дезинтегратив-ные тенденции.
Между тем, в данном направлении социальной науки остаются нерешенными многие вопросы: какие социальные процессы формируют основу социокультурной интеграции и дезинтеграции, как взаимосвязаны процессы социальной коммуникации и социокультурной интеграции, каковы условия и дви-
36
Новом Орлеане (по одной из версий, девушку похитили)1. Другой пример -волнения арабских иммигрантов во Франции, которые начались в 2005 году и с тех пор периодически вспыхивают в разных регионах страны 2.
Сегрегация, осуществляемая прямыми насильственными методами со стороны большинства по отношению к меньшинству, приобретает форму гет-тоизации. Например, еврейские гетто, индейские резервации и др. В этом случае для этнического меньшинства создаются условия, направленные на его пространственную изоляцию и, как следствие, по замыслу инициаторов геттои-зации, стагнацию и культурную деградацию.
Если геттоизация имеет целью уничтожение этнической общности через разрушение культурных основ ее существования, то геноцид направлен на физическое уничтожение этноса. В оправдание геноцида обычно выдвигается тезис о расовой, этнической или, как в Новое время, антропологической неполноценности группы, подвергающейся уничтожению. Это часто случалось в истории в результате проведения в жизнь внутри- и внешнеполитической доктрины (немецкий нацизм) и так называемых великих завоеваний, при колонизации европейцами других народов и государств. Геноцид может возникать и как результат или следствие мировых или локальных войн и конфликтов.
Геноцид имеет свои факторы: экономические, политические, духовно-психологические. Охарактеризуем действие этих факторов на примере геноцида североамерикнских индейцев.
Первая и основная причина геноцида коренных американцев - исключительно экономическая. Вот что писал об этом Л.Д. Агеев в книге «Сибирь и американский Запад: движение фронтиров»: «Истребление индейцев не было актом ни злого умысла, ни злой воли. Индейцев уничтожил капитализм. Капитализм экспроприирует (или разрушает) материальную базу (собственность) докапиталистических укладов. Индейская трагедия усугубилась тем, что у них
! Остается надеяться на чудо... Итальянские певцы Лль Бано н Ромина Пауэр - о таинственном исчезновении их 23-летней дочери Илении в Новом Орлеане (Электронный ресурс] / «Зеркало недели». К°9. 4 марта 1995. иЯЬ: http://www.zn.Ua/ne4vspapcr/articlese5766#articlc
: Сапего, Г.Ч. Иммигранты в Западной Европе / Мировая экономика и международные отношения. 2006. №9. -С. 50-58.. с. 55.
37
не просто была экспроприирована земля (которую надлежало превратить в средство производства); они лишились «места жительства», вследствие чего их жизненный уклад был разрушен»1.
В Америке действие экономических причин геноцида индейцев дополнялись соответствующими политическими решениями, которые оформляли умысел и волю капиталистов. Власть в «лучших» традициях демократии стремилась удовлетворить аппетиты своих избирателей, видевших в индейцах препятствие для освоения новых территорий. Томас Джефферсон говорил: «Наша си-ла и слабость индейцев теперь настолько очевидны, что они должны понять:, чтобы сокрушить их, нам достаточно прихлопнуть их рукой» . Официально война с индейцами в Соединенных Штатах закончилась в 1890 г., после того, как правительственные войска расстреляли стойбище индейцев сиу из пушек3.
В нацистской Германии было несколько иначе: экономические причины истребления евреев были вторичны по отношению к политическим. Геноцид евреев здесь имел, прежде всего, политическую причину - стремление Гитлера достичь абсолютной власти в государстве. Однако Гитлер, которого поддержал демократическим путем немецкий народ, использовал экономические интересы немцев, чье бедственное положение между двумя войнами было особенно заметно на фоне процветания еврейских коммерсантов и промышленников.
А. Налчаджан, определяя геноцид как «межэтническую авторитарную агрессию»4, показывает, что агрессором, как правило, движет внутренняя неуверенность в своем духовном, моральном, интеллектуальном превосходстве над объектом агрессии. При этом агрессор проецирует собственную агрессивность на жертву, приписывая ей жестокость и склонность к насилию. В результате, действия механизмов психологической защиты ведут к ненависти и агрессии против меньшинства, которому большинство приписывает собственные пороки, избавляясь тем самым от сомнений в своей позитивности. Неслучайно «к
1 Агеев, А.Д. Сибирь и американский Запал: лвижение фронтиров / АД. Агеев. - Иркутск: Иркутский ун-т. 2002. - 295 с.. с 200.
2 Там же. С. 201.
3 Там же. С. 200.
4 Налчаджан A.A., 2000. Сс. 254-255. 264-272.
- Київ+380960830922