ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.....................................................3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТШСО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛИЗАЦИ01ШЫХ ТРАЕКТОРИЙ
ПОДРОСТКОВ..................................................20
1.1. Концепции социализации личности в западной и отечественной социологии...............................................20
1.2. Основные теории подросткового периода социализации....46
1.3. Концептуальная модель социализациоиных траекторий подростков.. 64 ГЛАВА 2. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ОСНОВАНИЯ СОЦИАЛИЗАЦИОИНЫХ ТРАЕКТОРИЙ ПОДРОСТКОВ: ЭКШИРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ (НА
ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ) ...............................83
2.1. Социокультурные ресурсы и негативные последствия, детерминирующие ценностные основания социализациоиных траекторий подростков в регионе.....................................83
2.2. Традиции и новации как факторы трансформации ценностных оснований социализации подростков.......................105
2.3. Значение социально-значимых типов социализациоиных траекторий подростков для субъектов социализации...................126
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................150
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ:................................................160
ПРИЛОЖЕНИЯ...................................................1
Приложение 1................................................2
Приложение 2...............................................23
Приложение 3...............................................39
• Приложение 4...............................................41
Приложение 5...............................................52
Приложение 6............................................. 53
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования процесса социализации обусловлена теми глобальными переменами, которые произошли за последние десятилетия. Они затронули различные стороны жизни общества, привели к изменению привычной системы ценностей, к трансформации основных институтов социализации, к смене семейной идеологии.
Особенно остро эти процессы отражаются на социализации подростков, оказавшихся в зоне социального и экономического неблагополучия. Как следствие, с начала 90-х гг. XX века в российском обществе проявилась и стала актуализироваться проблема адекватных способов взаимодействия взрослых и подростков, повлекшая за собой рост таких отклонений в процессе социализации, как уклонение от учебы, бродяжничество, курение, ранняя алкоголизация, наркомания, суицид.
Особенности социализации современных российских подростков связаны с появлением новых факторов риска. К этим факторам можно отнести, во-первых, общественные факторы, связанные с усиливающимся влиянием культа силы, потерей престижа честного труда, наличием негативных традиций (алкоголизма, употребление наркотиков), формальной заинтересованности и практической инертности общества и институтов социализации в обеспеченности необходимыми условиями для успешного вхождения в социум новых поколений россиян; во-вторых, семейные, определяемые изменениями социально-экономических условий функционирования семьи; в-третьих, индивидуальными, обусловленными психосоматической структурой личности подростка, склонного к агрессии, импульсивным действиям, неоправданному риску, отсутствием знаний о факторах риска, часто заниженной самооценкой подростков.
Как свидетельствуют результаты социологических исследований, ценностные ориентиры в понимании подростками жизненных перспектив
23
охватывать выходцев из широких слоев населения. Выступал против засилья догматизма и религии.
Эти идеи О. Конта очень актуальны для современности, особенно для России, в которой мы являемся свидетелями ограничения университетского образования для широких масс населения в связи с высокой платой за обучение и с все активнее распространяющейся клерикал изацией образования.
О. Конт указывал на дряхлость теологического и бессилие метафизического методов мышления1, предлагая трансформирование образования и обосновывая это следующими причинами. Во-первых, теологическое образование тормозит социально-экономическое развитие индустриального общества. Во-вторых, обществу нужны реальные и полезные знания. В-третьих, имеющаяся система образования не является массовой. Эти идеи О. Конта перекликаются с идеями зарубежных и отечественных социологов, высказанных на «Круглом столе», посвященному общественной роли социологии 15 декабря 2007 года в ГУ ВШЭ (Москва)2. Обсуждая проблемы практической пользы и статуса современной социологии в обществе, разделения 'груда в рамках социологической науки, ценностной позиции ученого, авторы дискуссии размышляли о сложностях самоопределения науки, о роли исследований для осуществления позитивных сдвигов в жизни людей, групп, организаций. Во всех высказываниях присутствовала озабоченность судьбой образования и поднимались те проблемы, которые когда-то впервые озвучил О. Конт.
Четвертый момент в социологии О. Конга связан с тем, что образование должно быть независимым от какой-либо политической доктрины и правительства. О. Конт делил образование на две части -
1 Конт О. Общий обзор позитивизма / О. Конт // Запално-свроисйская социология XIX века. - М.: МУБиУ, 1996. - С. 156. - 18ВН 5-89313-003-0.
2 Общественная роль социологии / под ред. П. В. Романова и Е. Р. Ярской-Смирновой (Из библиотеки Журнала исследовании социальной политики). - М.: ООО «Вариант», ЦСПГ11.2008. - 176 с.
24
самопроизвольную и систематическую. Первая связана с обучением и социализацией в семье и завершается к периоду половой зрелости. Вторая требует школьного образования и предполагает получение знания в специализированных учебных заведениях, где функцию обучения выполняют специально для этого подготовленные педагоги-профессионалы. Причем самой конкретной наукой он считал социологию, которая определяет гуманистическую составляющую любой науки.
Г. Спенсер считал, что человек в естественном состоянии в значительной мере антисоциален и что он становится социальным существом благодаря прохождению социально-правовых институтов: домашних,
обрядовых, политических, церковных и других, которые являются механизмами самоорганизации совместной деятельности людей. Таким образом, в понятие «социализация» он включал и те элементы, которые впоследствии стали основными факторами социализации. Кроме того, Г. Спенсер ввел понятие социальный факт, позволяющий описать, измерить процесс социализации человека под влиянием социальной эволюции природной и социальной среды1.
В ряду теоретико-методологических концепций социализации необходимо отметить значительный вклад Э. Дюркгейма. Э. Дюркгейм особое место в процессе социализации отводил процессу интернализации индивидуумом социальной морали общества (морального кода системы). Интернализация социальной морали индивидуумом происходит в процессе социализации, в котором важную роль играет образование. Понятие социализации было определено Э. Дюркгеймом как процесс, в ходе которого индивиды приобретают физические, интеллектуальные и, что самое главное, «моральные инструменты», необходимые для функционирования в
1 Спенсер Г. Основания социологии. Социология как предмет изучения / Г. Спенсер // Запално-европеПская социология XIX века. - М.: МУБнУ, 1996. - С.279-321. - КВК 5-89313-003-0.
- Київ+380960830922