Ви є тут

Император Николай II и художественные процессы в русской культуре рубежа XIX-XX веков

Автор: 
Александрова Ксения Александровна
Тип роботи: 
диссертация кандидата искусствоведения
Рік: 
2009
Кількість сторінок: 
301
Артикул:
172108
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Московский государственный академический Художественный институт имени В.И. Сурикова
Гои0 0.9 05341 -
Александрова Ксения Александровна
Император Николай II и художественные процессы в русской культуре
рубежа XIX - XX веков
Специальность 17.00.04 - изобразительное, декоративно-прикладное искусство и архитектура
Диссертация
на соискание ученой степени кандидата искусствоведения
Москва
2009
Содержание
Введение........................................................4
Глава I.
Краткий обзор основных культурных событий, инициированных Николаем II. Музеи. Монументы...............................24
1.1.Феномен музея. Музей русского искусства императора Александра III в Санкт-Петербурге и Музей изящных искусств имени императора Александра III в Москве. «История в картинах» 26
1.2. Монументы. «История в лицах».......................37
1.3. Из хроники художественной жизни....................40
Глава II.
Архитектура и строительство....................................45
2.1. Пути к синтезу искусств и архитектурные стили рубежа XIX-XX веков. Национально-романтический вариант модерна 48
2.2. Церковное и светское строительство, связанное с деятельностью императора Николая II........................57
Глава III.
Изобразительное искусство: живопись, графика, скульптура, иконопись, декоративно-прикладное искусство. Николай II и царская семья как объекты и субъекты художественного творчества ...................................................117
3.1. Рисунки Наследника Николая Александровича. Произведения живописи, графики и скульптуры...........................118
3.2. Произведения печатной графики и декоративно-прикладного искусства................................................161
Глава IV.
Фотография и кинематограф. Возможности «новых искусств» ... 179
4.1. «Царская хроника» и юбилейные документальные и художественные фильмы и исторические картины.................... 182
4.2. Царский двор и художественная фотография. Проект С.М. Про-кудина-Горского и портреты Царственных особ..............199
Заключение.................................................. 214
2
чение почти всего этого столетия постоянно пополнялись новыми экспонатами. В рапорте директора Эрмитажа А. Васильчикова от 8 октября 1881 года были такие важные для нас слова: «Несомненно, что крайне было бы желательно у нас в России устройство исключительно русской публичной галереи картин. Сооружение нового музея необходимо для истории нашего народного искусства...»74.
Известно, прежде всего, по воспоминаниям Александра Бенуа, принимавшего активное участие в подготовке экспозиции, что несколько конфликтной была ситуация, связанная с отказом государя перевезти ряд выдающихся произведений отечественного портретного искусства XVIII века из тех усадебных дворцов, в которых они находились, в новый музей. Видимо, это его решение было обусловлено убеждением, что картины нельзя отрывать от их «исторической родины» и тем самым лишать славные дворянские резиденции их художественных сокровищ, а сами полотна - их «корней», родной атмосферы, изначальных интерьеров, то есть контекста, в котором они воспринимаются как нигде лучше.
С самого начала Николай Александрович собирался разместить в галерее ряд приобретений, которые он считал целесообразным сделать государственным достоянием, показать их публике в музее, посвященном памяти его любимого отца. В коллекцию поступили следующие произведения из высочайшего собрания - приобретения, сделанные за последние пятнадцать - двадцать лет до открытия музея: «Фрина» Г.И. Ссмирадского, «Грешница» В.Д. Поленова, «Ермак» В.И. Сурикова, «Русалка» и «Поцелуйный обряд» К.Е. Маковского. По распоряжению государя, отдельный зал в заключение осмотра музея носил название «Памятный отдел Императора Александра III» (бывший Белый зал). В этом колонном зале демонстрировалась памятная коллекция дарений почившему Царю и вдовствующей Царице - семьдесят художественно
29
оформленных блюд, а также в числе прочих картин портрет кучера Ивана Любушкина, написанный Императрицей Марией Федоровной.
За несколько дней до официального открытия музея Николай II прибыл осмотреть только что сформированную экспозицию. Как известно, об этом подробно вспоминает Александр Николаевич Бенуа: «Эта репетиция была ознаменована прибытием самого Государя, пожелавшего обозреть музей имени своего отца с особой тщательностью и вне обычной сутолоки церемониальных сборищ (...) я уже не раз имел случай оказаться в непосредственном контакте с императором (тогда еще наследником) на акварельных выставках, да еще совсем недавно -на открытии нашей выставки русских и финляндских художников, но там среди массы людей трудно было его «вполне осознать», здесь же я его «получил» на добрые двадцать минут. Надлежало ему все рассказать про состав собрания, про его характер и значение; я отвечал на его вопросы, а перед некоторыми произведениями (...) завязывался настоящий “обмен мнений”»8.
Бенуа также пишет о том, что «полное отсутствие в Николае II величия, крайняя его простота, а также нечто в тоне его замечаний, что, при всем их благодушии, как-то вызывало возражение» особенно располагали к дискуссиям по поводу картин и их авторов. Искусствовед и художник отмечает особенно пристальное внимание Николая Александровича к приобретенным незадолго до открытия эскизам Михаила Нестерова к образам Храма Воскресения Христова (на Крови), к акварели Ильи Репина «Читающая дама», портрету Нувеля работы Льва Бакста и к кавказским акварелям Альберта Николаевича Бенуа (брата автора). Очень подробно император осмотрел акварельную коллекцию княгини М.К. Тенишевой, вошедшую в собрание музея.
Интересен и характерен и такой факт. В период формирования коллекции нового музея возникли сложности финансового характера, в связи с которыми под вопросом была организация иконописного отде-
30