Оглавление
Введение...............................................................С.1
Степень научной разработанности темы. Историографический обзор.........с.9
Глава I. Иллюминирование средневековой рукописи: образец, копия,
инструкция .........................................................с.41
Глава II. Иконография Сотворения мира южнее Альп: источники, целостность и
вариативность.......................................................с.91
Глава III. Элементы «коттоновского» и «римского» типов севернее Альп:
первые шаги (Х1-нач.ХИв).............................................с. 121
Глава 1У.Старые элементы в новых схемах. Столетие иконографического взрыва
(1080-1180-е годы) и начало унификации..............................с. 150
Заключение..........................................................с. 184
Библиография (алфавитная) .......................................... с. 188
Библиография (тематическая).........................................с.202
Список сокращений в названиях периодических изданий с.214
Приложение 1. Типы Творца и иконография дней Творения в избранных памятниках Х1-ХИ вв. Сравнительная таблица.
Список рукописей, вошедших в сравнительную таблицу
Приложение 2. Альбом иллюстраций
Введение
Предмет и объект исследования. Структура работы
Наша работа посвящена иконографии Сотворения мира — одного из самых популярных в традиции иллюстрирования библейского текста сюжетов. Изобразительные циклы и отдельные сцены Творения существовали еще в дохристианское время и сопровождали текст книги Бытия с первых веков существования христианской изобразительной традиции.
Уже в первые века христианства складывается несколько устойчивых иконографических типов, которые, взаимодействуя веками, создают комплексные, гибридные иконографические варианты, но никогда не смешиваются окончательно, до неузнаваемости. Мы обратимся к наиболее, на наш взгляд, плодотворному и показательному периоду в иконографии западнохристианского мира, к памятникам, созданным в XI- раннем XIII вв., до повсеместного распространения в Западной Европе светских мастерских и тотальной унификации и упрощения иконографии библейской иллюстрации.
К истокам иконографических схем интересующего нас периода мы можем отнести четыре отдельно существующих (что, как мы увидим позже, не означает «изолированных») раннехристианских варианта изображения Сотворения мира. Это фрески середины V века, украшавшие центральный' неф римской базилики Сан Паоло фу ори. ле мура1, поновленные в конце ХІП в-Каваллини; греческая Книга Бытия лорда Коттона (London, Br.Mi, MS
л
Cotton Otho В.VI) известная по рисункам Пейреска и позднейшей сокращенной примерно в три раза реплике - мозаикам нартекса венецианского Сан Марко, миниатюры средневизантийских октатевхов XI-
1 Wactzold J. Die Kopien des 17.Jahrhunderts nach Mosaiken und Wandmalereien im Rom, Munich, 1964. Фрески известны по зарисовкам, сделанным в 1634 г кардиналом Франческо Барберини(Уat.cod.barb.lat.4406).
2 Weitzmann K., Kessler H. The Cotton Genesis : (British Library Codex Cotton Otho В VI). -Princcton, 1986
эллинизированной еврейской среды53. В нашей работе нам оказалась особенно полезной статья А.Грабара о влиянии Пеитатевха на турские фрески церкви Сен-Жюльен как доказательство действительной роли рукописи как непосредственного носителя иконографических схем и бесспорного образца для произведений как монументальной живописи, так и миниатюры. Один из последних вариантов интерпретации этого загадочного памятника - недавняя книга Дороти Веркерк о нентатевхе Ашбернхема54, где на основе данных кодикологии, иконографии и - отчасти - стиля отстаивается версия его римского происхождения. Не все иконографические аргументы представляются нам убедительными, однако сама идея такого «комплексного» доказательства весьма привлекательна. В сокращенном варианте эти же тезисы присутствуют в ее статье в сборнике, вышедшем в 1999 г под редакцией Дж.Вильямса «Раннесредневековая Библия:, предполагаемый облик»55. Интересным итогом обобщения более чем столетнего опыта изучения раннехристианской миниатюры стала входящая в этот сборник статья Дж.Лаудена «Начальный этап иллюстрирования Библии»56, в которой автор рассматривает проблему появления библейской иллюстрации на базе ВСЕХ - греческих, латинских, сирийских и армянских - памятников, пытаясь определить «удельный вес» каждого из них в общей вырисовывающейся картине. Общий вывод Лаудена о том, что сложение традиции иллюстрирования Библии было своеобразным ответом на потребность первых христиан V-V1I веков в образах, кажется нам вполне очевидным на фоне общих процессов сложения христианской образности, однако опыт такого обобщающего обзора несомненно ценен.
53 Gutmann J. The Jewish Origin of the Ashburnham Pentateuch miniaturcs. //Jewish Quaterly Rewiew, XLIX, July 1953, Nim p.55-72, Narkiss B. Reconstruction of somc original quires of the Ashburnham Pentateuch. //CA, XXI, 1972, p. 19-38, Narkiss B. Toward a furthes Study of the Ashburnham Pentateuch. //CA XIX, 1969, p.45-60
54 Vcrkerk D. Early Mcdicval Biblc Illumination and the Ashburnham Pentateuch. Chapcl Hill, 2004
55 Williams J., ed. Imaging the early medieval Bible. Pennsylvania, 1999
56 Lowden J. The Beginnings of Biblical Illustration. //J.Williams ed., op.cit., p.9-59
22
2) Каролингские Библии. Первый «иконографический узел» обобщения раннехристианского опыта.
История изучения иконографии турских Библий - одна из самых поучительных страниц в «генеалогическом» направлении библейской иконографии. Первый получивший широкое распространение образец полного библейского текста в Раннем Средневековье (если не принимать во внимание труд Кассиодора середины VI в, повлиявший на производство Библий в Европе в значительно меньшей степени) стал и первым примером использования универсальной и эмансипированной от текста иллюстрации. Теория сложения многорегистрового нарративного фронтисписа как своеобразный итог развития разных типов раннехристианской миниатюры и результат синтеза ранних иконографических традиций стали во многом отправной точкой в нашем исследовании. В своей статье, а затем книге Х.Кесслер57, полемизируя с более ранней теорией В. Келера58 о происхождении фронтисписов турских Библий непосредственно от модели V в - Библии Льва Великого, выдвигает тезис об использовании элементов сразу нескольких иконографических традиций - еврейской апокрифической, Коттоновской и традиции хранившегося в Туре пентатевха Ашбернхема; Заслуга турских мастеров, по мнению Кесслера, заключается в создании на базе подробного раннего цикла иконографически «комплексной» и «более средневековой»59 формы иллюстрации - нарративного фронтисписа. Следующий шаг в развитии этой темы сделают исследователи «гигантских Библий» Х1-Х1Г Bj доказав,, что- именно> через памятники/ IX. в раннехристианские иконографические схемы пришли в библейскую иконографию после новой реформы - грегорианской(см.соогв.раздел);
3) Англосаксонские Библии. Вопросы иконографической оригинальности.
57 Kessler H.L. Hic homo formatur. The Genesis frontispieces of the Carolingian Bibles.//AB LIII,
1971, p. 143-160, Kessler H.L. The Illustrated Bibles from Tours. - Princeton, 1977
58 Koehler W. Die karolingischen Miniaturen. Berlin, 1930-1933.1. Die Schule von Tour.
59 Kessler, 1971, p. 160
23
- Київ+380960830922