Ви є тут

Реджиналд Блумфилд и его роль в британском садовом искусстве

Автор: 
Вронская Алла Генриховна
Тип роботи: 
диссертация кандидата искусствоведения
Рік: 
2007
Артикул:
172207
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ВВЕДЕНИЕ...........................................................3
Глава 1. Садово-парковое искусство Великобритании конца XIX - начала
XX века.................................................................12
§ 1. Великобритания в конце XIX - начале XX века..................12
§2. Теоретический контекст: значение понятия «старинный английский сад» и различные интерпретации хода исторического развития английского
садового искусства в XIX - начале XX веков..............................20
§3. Практический контекст: основные направления садово-паркового
искусства Великобритании второй половины XIX - начала XX века...........35
§4. Творческая биография Р. Блумфилда.............................49
Глава 2. «Формальный сад в Англии» и взгляды Блумфилда на сущность
садового искусства...................................;..................58
§1. Теория «английского формального сада».........................58
§2. «Битва стилей» 1892 года......................................85
Глава 3. Практическая деятельность Р. Блумфилда как ландшафтного
архитектора............................................................108
§1. Первый (ранний) период (1891-1899)...........................111
§2. Второй (переходный) период (1899-1904).......................122
§3. Третий (реставраторский) период (1904-1909)..................132
§4. Четвертый {grand manner) период (1909-1914)..................143
§5. Пятый (поздний) период (1916-1920)...........................152
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................................161
БИБЛИОГРАФИЯ.....................................................169
ПРИЛОЖЕНИЕ I. Полный список ландшафтных проектов Р.
Блумфилда..............................................................200
ПРИЛОЖЕНИЕ II. Полный список литературы и архивных хматериалов по
садам Р. Блумфилда.....................................................202
ПРИЛОЖЕНИЕ III. Из «Формального сада в Англии»...................235
ИЛЛЮСТРАЦИИ......................................................244
2
ВВЕДЕНИЕ
Реджиналд Блумфилд (1856-1942) - одна из ключевых фигур в британском архитектурном мире своего времени. Его многогранные способности проявились не только непосредственно в архитектурном проектировании, но и в садово-парковом и декоративно-прикладном искусстве, архитектурном рисунке. Занимавший на протяжении своей долгой профессиональной деятельности ряд ответственных должностей (в том числе и пост президента Королевского института британских архитекторов1 в 1912-1914 годах), которые он совмещал с активной преподавательской деятельностью, Блумфилд оказал огромное влияние на формирование нескольких поколений английских архитекторов. Более того, Блумфилд является одним из первых профессиональных историков европейской архитектуры, открывшим для современников мир английской архитектуры XVIII века. Кроме того, он - автор двух монументальных томов по истории французской архитектуры (первый посвящен периоду с 1494 по 1661 год, а второй - с 1661 по 1774 год), в течение десятилетий остававшихся основным англоязычным исследованием в этой области. Пионерская деятельность Блумфилда по исследованию английского садово-паркового искусства XVI -начала XVIII веков оказала решающее влияние на последующую историографию этого вопроса. В книге «Известные современные британские архитекторы», изданной в 1931 году, Ч. Г. Реилли, сравнивая Блумфилда с Кристофером Реном, писал: «Я совершенно уверен, что сэра Реджиналда Блумфилда сегодня можно назвать старейшиной архитектурной профессии. Среди архитекторов нет ни одного, кто мог бы помериться с ним интеллектом, тогда как долгий ряд построенных им зданий, который венчает массивные Менин Гейт, обладают открытой силой и мощью, которые нам приятно считать типично английскими качествами» [388, РР. 54,57].
Кроме того, Блумфилд сыграл ключевую роль в определении направления развития садово-паркового искусства Великобритании (а вслед за ней и всего
1 Royal Institute of British Architects, далее - RIBA.
3
сады в Англии и Шотландии» Г. Иниго Триггса (1902), «Английские дома и сады XVII - XVIII веков» М. Макартни (1908). Эти книги были написаны архитекторами и защищали регулярность как ключевую черту «старинных английских садов». Таким образом, мы можем выделить две группы садовых историй того времени: написанные архитекторами и садоводами-любителями; социальный и профессиональный статус авторов, несомненно, накладывал свой отпечаток на восприятие ими хода истории садов. Архитекторы подчеркивали связь между садовыми и архитектурными стилями; любители, большинство из которых было женщинами, уделяли основное внимание бытовым аспектам, «старомодным» цветам, овощам, кулинарным рецептам и т.п. Однако было бы неверно утверждать, что эти подходы являлись полностью противоположными: они имели общие истоки и, несомненно, оказывали влияние друг на друга.
В конце 1890-х - начале 1900-х годов благодаря развитию технологии печати появилась возможность издавать популярные журналы, в которых основное место занимал не текст, а иллюстрации. В сочетании с интересом к старинным английским садам, подогретым полемикой между Блумфилдом и Робинсоном, это породило новый историко-публицистический жанр: иллюстрированные журнальные публикации, посвященные конкретным садам. В 1897 году начал выходить журнал ‘Country Life’, адресованный богатым владельцам загородных усадеб. Кроме того, развитие транспорта сделало возможным массовый туризм: так возник жанр иллюстрированных

путеводителей. Пробуждение интереса к старинным садам было тесно связано с увлечением старинными коттеджами, интерьерами и прикладным искусством, проходившим под знаком движения «Назад, к земле».19 Наряду с путеводителями по садам в этот период появлялись многочисленные аналогичные книги, посвященные деревенским домам и коттеджам, иногда написанные теми же авторамию.20
18 См., например: Ч. Холм [343,344].
19 См.: Ж. Марш [369].
20 См., например: Ч. Холм [342].
32
В 1910-х—1920-х годах продолжали переиздаваться многие написанные в предыдущие десятилетия книги, по-прежнему выходил журнал ‘Country Life’. Однако условия военного времени значительно затрудняли работу над новыми книгами и их издание. Так, К. Чилдс Паттерсон, дочь Ф. Криспа, во введении к его посмертно изданной книге «Средневековые сады» объясняет, что начало войны помешало ее отцу закончить работу над составлением каталога садовых миниатюр [284, V. 1, P. v]. После того как экономические трудности были преодолены, стали появляться новые книги: «Средневековые сады» Криспа были опубликованы в 1924 году, став первым исследованием, посвященным исключительно средневековым английским садам. Это двухтомное издание состояло из сборника старинных миниатюр, каждая из которых сопровождалась небольшим комментарием автора, и текстового введения, разделенного на главы по отдельным элементам сада. Год спустя в издательстве Country Life вышла иллюстрированная книга «Английские сады» архитектора Генри А. Типпинга, автора многих статей и редактора третьего тома «Старых и новых садов» -богато иллюстрированного трехтомника, опубликованного в том же издательстве [423]. Обе книги состояли из исторического введения и следующих за ним статей про отдельные сады. В предисловии автор излагает стандартное для того времени видение садовой истории, уделяя значительное внимание «садовой» литературе. В отличие от «Истории садоводства в Англии» Амхерст и других книг конца XIX - начала XX века, он иллюстрирует исторические замечания не современными фотографиями и рисунками, а старинными миниатюрами, книжными иллюстрациями и видовыми изображениями.
Итак, на протяжении второй половины XIX века понятие «старинного английского сада» активно формировалось, и его различные значения периодически сменяли друг друга. Источниками вдохновения различным авторам служили средневековые (Моррис, Фостер), елизаветинские (Хазлитт, Сиевекинг) и стюартовские (Блумфилд) сады. Кульминацией этого процесса стала полемика Блумфилда и Робинсона 1892 года, быстрое прекращение
33