Оглавление:
Введение Глава 1
Русский рисованный лубок: истоки возникновения П.1 О понятии «рисованный лубок»
П.2 Рисованный лубок и культура старообрядчества П.З Гравированный лубок и культура старообрядчества
Глава 2
Рисованный лубок в художественной практике ХУШ - XIX веков П.1 Гравированный и рисованный лубок: сходство и различие П.2 Рисованный лубок и искусство иконописи П.З Книжная миниатюра - предвестник лубочной рисованной картины
П.4 Основные центры производства рисованного лубка Глава 3
Рисованный лубок как разновидность народного изобразительного искусства
П. 1 Орнамент в художественной практике лубочного творчества П.2 Народная роспись и рисованный лубок Севера России П.З Искусство рисованного лубка на рубеже XIX - XX веков
Заключение
Библиографический список Иллюстративное приложение
Введение
Интерес к искусству лубочной картинки как самому массовому виду народного творчества возник в русле стремления к возрождению всех пластов русской народной культуры. Этнографические и искусствоведческие исследования XX века ввели в поле своего интереса большое число лубочных произведений как уникального, так и массового характера. Интерес к этой творческой практике обозначился прежде всего в русле этнографических изысканий, изучавших быт, привязанности, привычки народов России: благодаря этнографическим находкам можно было узнать, например, «где размещались и как выглядели церкви, рыбные и хлебные амбары, сапожная и портняжные мастерские, кузница, иконописная мастерская»( 1).
Искусство лубка интересовало не только этнографов, но и историков и искусствоведов. В 1822 году в Обществе любителей российской словесности был прочитан доклад И.М.Снегирева, посвященный гравированным картинкам и их роли в жизни народных низов. Известен также поистине подвижнический труд Д.Л.Ровинского, собравшего большой материал о народной гравюре: в 1881 году был опубликован его труд, куда вошло четыре тысячи подробно описанных, атрибутированных лубков.
Однако на протяжении довольно долгого периода эту богатейшую практику изучали преимущественно отдельные исследователи художественной культуры России. Обострившийся интерес к этому искусству наиболее ярко обозначился в 70-е годы двадцатого столетия -он «оформился» в интересные научные конференции и сопутствующие
1. Лубок. Русские народные картинки ХУП-ХУШ вв. Сост.Ю.Овсянников. М., 1968, с.32
показать исторические и художественные истоки искусства рисованного лубка в России ХУШ-Х1Х - начала XX века;
- увидеть рисованную настенную картинку русского Севера как уникальное явление народного искусства;
- показать значимость исследования этого художественного феномена для понимания духовных процессов, происходивших в России ХУП-XIX веков.
Наша основная задача - проанализировать глубинные истоки появления искусства русской рисованной картинки, изучить эту творческую практику через ее «перекличку» с лубочным творчеством в целом, увидеть в искусстве лубка уникальный синтез искусств, обусловленный историко-культурными причинами.
16
ГЛАВА 1 РУССКИЙ РИСОВАННЫЙ ЛУБОК:
ИСТОКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ
«;
П.1. О понятии «рисованный лубок»
Расцвет искусства рисованного лубка в России приходится не на столь долгий период - ХУ III-начало XX века. Но и в этих временных границах его распространение и бытование концентрируется неравномерно. Получив развитие в общем русле декоративного искусства, этот жанр имел свою историческую судьбу, однако, в отечественном искусствознании он не получил широкого описания, поскольку^ рисованная картинка - это действительно «небольшой остров в обширном лубочном море»; она почти затерялась в бурном потоке лубочной продукции.
«Рукописный лубок не был предметом специального коллекционирования и поэтому в музейных собраниях довольно редок. Рисованные картинки имеются в РГБ - двенадцать листов, в Древлехранилище ИРЛИ - тридцать девять листов. В коллекции РНБ насчитывается три десятка листов, она является одной из самых ранних по времени формирования. Эти листы были приобретены в 1890 году у крестьянина Павла Дмитриевича Богданова, энтузиаста-собирателя старообрядческой книжности, который в 80-х годах XIX века побывал в Петрозаводске, Повенце, Вологодской области, на Мезени, в Архангельской области и на свои небольшие средства * приобрел рукописи и настенные листы.
Очень хорошее собрание рисованного лубка хранится в Музее истории религии в Санкт-Петербурге. Оно в основном состоит из картинок, принадлежавших известному собирателю и исследователю древнерусских рукописей В.Г.Дружинину. Здесь представлены по
- Київ+380960830922