2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ОГЛАВЛЕНИЕ...........................................................2
ВВЕДЕНИЕ.............................................................4
1. История коллекции. Источники и библиография. Проблемы изучения. ...4
2. Технико-технологический анализ скульптуры......................15
3. Итоги и перспективы научной реставрации пластики...............20
4. Цели и задачи данной диссертационной работы....................21
5* ГЛАВА I. ИСТОКИ ПЕРМСКОЙ ХРАМОВОЙ ПЛАСТИКИ..........................24
1. Краткий экскурс в этнокультурную историю Прикамья..............24
*
2. Пермский звериный стиль - древнейшее явление художественной культуры Прикамья.................................................27
3. Косвенные данные об языческой деревянной скульптуре............30
4. Распространение христианства в Прикамье........................33
5. Храмовое зодчество Прикамья в XVI - XIX веках..................37
6. Храм как синтез искусств.......................................52
ГЛАВА II. СКУЛЬПТУРА КАК ЧАСТЬ ХРАМОВОГО КОМПЛЕКСА:
'*■’ ПЕРМСКИЙ ВАРИАНТ....................................................55
1. Герменевтика православного храма...............................55
2.0 генезисе форм и смыслов высокого русского иконостаса..........58
3. Иконография и топография русской храмовой пластики.............69
4.0 генезисе и структуре русской храмовой пластики................76
5. Иконографический состав и жанровая дифференциация пермской деревянной скульптуры.............................................84
6. Скульптуры древнерусской традиции из собрания Пермской галереи .110 ГЛАВА III. ПЕРМСКАЯ ДЕРЕВЯННАЯ СКУЛЬПТУРА XVIII - XIX ВЕКОВ В АСПЕКТЕ ЭВОЛЮЦИИ СТИЛЕЙ..........................................125
И* 1. Барокко как ведущий стиль в пермской храмовой пластике
XVIII века.......................................................125
а). О характере стиля барокко..................................125
б) О генезисе барокко в России.................................128
в) О западноевропейском барокко................................130
г) Пути барокко в Прикамье.....................................134
д) Скульптурный декор прикамских церквей XVIII-XIX веков.........136
е). Фигуративная резьба барочных иконостасов.....................139
2. Проблема примитива в храмовой пластике XVIII-XIX веков..........153
а) Проблема примитива как общая проблема культурологии...........153
б). Примитив на древнерусской основе.............................155
в). Барочный примитив: «шакшерская школа»........................155
г). Поздний барочный примитив: скульптуры мастера
H. М. Кирьянова..................................................161
Классицизм в деревянной храмовой пластике конца XVIII - XIX века.. 163
Явление «стихийного реализма»................. ..................171
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................................183
1. Своеобразие пермской скульптуры в сравнении с другими региональными «школами»..........................................183
2. О «многослойности» пермской храмовой пластики. К проблеме «народности».....................................................185
3. О центрах, мастерах и характере обучения гф^мских мастеров
деревянной скульптуры..............................................188
4.0 месте и значении пермской деревянной скульптуры в искусстве русской храмовой пластики..........................................194
ПРИМЕЧАНИЯ..........................................................198
Библиография........................................................221
На русском языке:..................................................221
На иностранных языках:.............................................235
Географический указатель к каталогу храмовой скульптуры в собрании
ПГХГ................................................................236
Иконографическая таблица коллекции храмовой скульптуры в ПГХГ 238
Принятые сокращения..................................................239
Распечатка сайта «Се человек»........................................241
сложившийся в русском искусствознании в 1930-60-е годы. Кроме того, автором использован классификационный, иконографический, иконологический, отчасти семиотический анализ памятников, который привлекается для современных исследований различных художественных явлений с 1970-х годов по настоящее время. Базой для основных построений, заключений и выводов послужил полный научный каталог коллекции деревянной скульптуры ПГХГ, завершенный автором диссертации в 2002 году.
Настоящий труд представляет собой первое системное исследование пермской деревянной скульптуры, поставившее ее в русло развития русской и европейской пластики в Новое и Новейшее время. Это позволило: во-первых, четко определить место пермской деревянной скульптуры в храмовом синтезе искусств, во-вторых, провести иконографическую и жанровую дифференциацию памятников, в-трстьих, проследить эволюцию пермской пластики с точки зрения эволюции стилей - «древнерусского», барокко, классицизма, «примитивизма» и «стихийного реализма». Автором произведено также уточнение атрибуций и датировок всех значимых памятников и сохранившихся скульптурных комплексов, выявлено несколько новых архивных документов, привлечен большой материал для компаративных исследований, которые позволяют по-новому оценить значение пермской скульптуры как регионального явления русской храмовой пластики.
Проведенная автором работа может способствовать проведению анализа других музейных коллекций и храмовых комплексов, составлению научных каталогов, построению экспозиций и выставок, созданию образовательных и информационных проектов. Почти все материалы диссертации прошли в свое время разнообразную апробацию. Различные проблемы и аспекты, касающиеся изучения пермской деревянной скульптуры, были затронуты в специальных публикациях, научных семинарах и конференциях Москвы (ГТГ, ЦМиАР), Перми, Екатеринбурга, Архангельска, Саратова, Сыктывкара, Чердыни, Соликамска, Кудымкара, Рига, Львова, других городов России и ближнего зарубежья.
ГЛАВА І. ИСТОКИ ПЕРМСКОЙ ХРАМОВОЙ ПЛАСТИКИ
1. Краткий экскурс в этнокультурную историю Прикамья
Для того, чтобы лучше понять своеобразие и сущность пермской деревянной скульптуры, во многом зависящие от исторических, природных, этнокультурных условий ее бытования, необходимо полнее представить историю сложения и развития Пермского края.
Пермская деревянная скульптура имеет длинную предысторию, отчасти рассмотренную «пермистикой» (термин краеведа Л. В. Баньковского)23 с первобытных времен. На протяжении первого тысячелетия нашей эры складывалась та историко-культурная ситуация, в которой появилось христианство и развилась стройная художественная система.
Прикамье - древняя русская земля, отмечающая рубеж между Европой и Азией. История се сложна и конфликтна. Сюда бежали многие люди в поисках воли и независимости от мирских и духовных властей. Сюда ссылали всех неугодных, начиная с боярина Романова и кончая беглыми крепостными. И здесь же, на богатейших залежах руд и камней, произрастала промышленная слава Урала.
В Прикамье жили многие меценаты культуры - Строгановы, Голицыны, Шуваловы, Абамелек-Лазаревы, Шаховские, Всеволожские. Они активно покровительствовали искусствам, рачительно поддерживали талантливых мастеров, которых было так много на суровой Уральской земле.
Огромная «страна» Пермь в XIV веке состояла из Перми Великой и Перми Вычегодской (где подвизался Святой Стефан Пермский). Пермь Великая издревле отличалась сложным и неоднородным этническим составом24. С XIII века среднеуральские земли стали привлекать не только новгородских бояр, владимиро-суздальских князей, но и русских крестьян. Первой территорией, где концентрировалось русское население, было Верхнее Прикамье (Пермь Великая), окончательно вошедшее в состав Русского государства в 1472 году. Освоение русскими Прикамья стало более интенсивным с середины XVI века, когда по царским жалованным грамотам
- Київ+380960830922