Ви є тут

Система владимирской фасадной скульптуры XII века. Дмитриевский собор во Владимире

Автор: 
Новаковская Светлана Михайловна
Тип роботи: 
диссертация кандидата искусствоведения
Рік: 
1984
Артикул:
172495
179 грн
Додати в кошик

Вміст

- 2 -
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
Глава I. Историографический обзор 5
Глава П. Задачи и пути изучения 23
Глава Ш. Хронология резьбы 35
Аркатурно-колончатый пояс 36
Второй ярус фасадов 58
Барабан 69
Глава 1У. Скульптура северной башни 78
Глава У. Первоначальная система и художественные особенности резного декора III
Заключение — 143
Примечания 149
Список литературы 175
Список использованных архивных материалов 192
Список иллюстраций 196
Условные обозначения, принятые в Альбоме иллюстраций 205
Принятые сокращения 206
Приложения:
I* Обработка белого камня архитектурных сооружений владимиро-суздальской Руси ХП-ХШ вв. 208
2. О подвязях соборов владимирской земли 224
Примечания к приложениям 240
Альбом иллюстраций 249
- 3 -
В В Е Д Е Н И Е
Скульптура Дмитриевского собора во Владимире принадлежит к числу наиболее сложных, незаурядных памятников средневекового искусства. В ней воплотились представления людей о мире, красоте, символизм мышления, мастерство и глубоко поэтическое восприятие жизни. Это заключено в самом строе скульптуры, в ее композиции, объединившей полторы тысячи рельефов, в составе изображений, манере исполнения и в яркой образности, одухотворенности рельефов. Среди памятников владимиро-суздальского зодчества Дмитриевский собор занимает особое место. В нем впервые осуществился главный принцип владимирской пластики - сплошной декор стен. Для понимания развития русской скульптуры ХП века пластика Дмитриевского собора исключительно важна.
Сложная история памятника, обилие ремонтов, особенно реставрация в царствование Николая I, исказили памятник, нарушили состав и расположение его рельефов. Чтобы понять смысл и назначение скульптуры собора, нужно было не только изучить иконографию, символику и семантику изображений, понять композиционные и смысловые связи между рельефами, но разобраться в хронологии резьбы, распознать все позднейшие перестановки камней, т.е. восстановить первоначальную систему и идейное содержание скульптуры. Все это с поражающей логикой и широтой проделано Г.К.Вагнером. В результате его работы скульптура собора предстала как сложно организованная система, в которой важны не отдельные изображения, а способы их соединения, создание целого. Это подняло изучение памятника на новый уровень. Однако непосредственное изучение рельефов собора Г.К.Вагнером вынужденно происходило с земли, и это не могло не отразиться на результатах работы, прежде всего на реконструкции первоначального расположения скульптуры. "Большим
- 35
ГЛАВА Ш.
ХРОНОЛОГИЯ РЕЗЬБЫ.
За всю историю изучения Дмитриевского собора во Владимире хронологии его резьбы посвятили свои работы Л.А.Мацулевич, Н.В. Малицкий, Г.К.Вагнер.^ В результате несколько десятков рельефов фасадов признаны поздними. Однако история ремонтов и разница в обработке камня указывают участки кладки фасадов, где также могут оказаться резные камни времени реставраций.
В материалах реставрации собора 1837-А7 гг. лишь упоминается о замене резных камней. Перед началом работ оказалось, что "под боковыми крышами (галерей - С.Н.) находится на стенных камнях резная работа первоначального построения собора, которая почти
О
во всех местах обита и повреждены камни наружных стен". Кроме того, "по отломке пристроек усмотрены по Южной и Северной сторонам повредившиеся от бывшаго пожара белые камни, с древними различными изображениями"; по этой причине Комиссия "озаботилась снятием рисунка и распорядилась переведением на новые камни под строгим смотрением ее в точности изображенных прежде фигур".^ В архивах никаких рисунков с отдельных рельефов не сохранилось и не известно, были ли они на самом деле. Однако 29 марта 1838 г. был заключен подряд на каменные работы с крестьянином села Порец-кого Исидором Григорьевичем Медведкиным, в начале мая он приступил к работам, а в сентябре 1838 г. резные каменные работы были окончены.^ В октябре 1839 г. Медведкин получил Аттестат о том, что работа сделана "правильною и прочною и соответствующую цели
С
своего назначения". Т.о. менее чем за пять месяцев были выполнены все резные работы, и снаружи собор предстал в его настоящем виде.
- 36 -
Аркатурно-колончатый пояс.
На сегодняшний день наибольшее число поздних реставрационных вставок определено в аркатурно-колончатои поясе фасадов, к который примыкали своды галереи. Подлинный участок фриза сохранился лишь в правом прясле северного фасада. "Нетронутым куском ХП века" назвал его Л.А.Мацулевич.® В остальных пряслах фасадов поздними признаны фигуры святых, все консоли, колонки и часть тимпанов.
Рельефам святых фриза посвящена блестящая работа Н.В.Малиц-кого, и мы не будем останавливаться на них подробно. Отметим лишь две группы резьбы.
В интерколумниях западного участка фриза помещены рельефы не стоящих, как на северном и южном фасадах, а сидящих святых. Пятнадцать из них составляют особую группу. Это рельефы левого и правого, исключая четвертую фигуру, участка фриза, а также два крайних рельефа центрального прясла.
Н.В.Малицкий не сомневался в древности двух крайних фигур центрального прясла, а также первой, четвертой и шестой в левом участке фриза и третьей, четвертой, пятой и седьмой - в правом делении стены. Остальные фигуры боковых прясел казались ему подражаниями древним рельефам или "подозрительными" в своей подлинности.®
Л.А.Мацулевич признал древними рельефы Христа и богоматери в левом прясле (№ А, 6). Из других фигур подражательными, но иными, чем поздние рельефы, он считал второй, третий и пятый в левом прясле, первый - в центральном и первый, второй, четвертый и шестой в правом делении стены.^
Г.К.Вагнер относит к первоначальным девять рельефов: первый, четвертый, шестой (?) левого участка фриза, первый и последний -