СОДЕРЖАНИЕ
Введение..............................................................3
Глава первая. Теоретико-методологические основания исследования культуры досуга как фактора развития личности в культурно-образовательном пространстве....................................17
1.1. Социокультурные формы организации современного образования: сущность и тенденции трансформации............................. 17
1.2. Сфера досуга - пространство свободной самореализации личности студента........................................................33
1.3. Модели досугового поведения в культурно-образовательном пространстве высшей школы......................................... 47
Глава вторая. Состояние и тенденции трансформации досуга современного российского студенчества....................................70
2.1. Социокультурный механизм взаимодействия образовательной и досуговой сфер в культурно-образовательном пространстве высшей школы.......................................................... 71
2.2. Досуговые практики в структуре культурно-образовательного пространства вуза: ценностные ориентации и реальное поведение студенчества.......................................................... 88
2.3. Проективные тенденции развития досуговой активности студентов как реализации культуры досуга.................................103
Заключение................г........................................118
Литература..........................................................127
Приложение.........................................................136
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Изменение принципов организации жизни и деятельности людей, их социальных и поведенческих норм и ценностей вызывает необходимость поиска новых механизмов, путей и средств регулирования социальных процессов и управления ими. Фундаментальным условием развития российского общества выступает развитие его человеческого ресурса, что в свою очередь актуализирует необходимость поворота базовых социальных институтов общества к проблемам образования.
Образование как социальное явление, процесс, социальный институт, являясь элементом общества, испытывает на себе практически все изменения, происходящие в нем. Это вдвойне справедливо но отношению к образованию в современном российском обществе, переживающем глубокие качественные трансформации. Современный подход к образованию приводит исследователей к его пониманию как явления и процесса, глубоко противоречивого в своей основе в силу его сущностных характеристик. Между тем значение образования как особого канала социализации и инкульту-рации молодежи лишь возрастает.
Специфику проблем становления облика студенческой молодежи лишь обостряет то обстоятельство, что социальные и нравственные позиции молодого поколения формируются в условиях продолжающихся глубоких экономических и политических трансформаций. Социокультурное расслоение молодежи, рост девиантного и делинквентного поведения, с одной стороны, и возрастающая потребность в активизации ее участия в преобразовательной деятельности во всех сферах общественной жизни - с другой, вот что характеризует современную социокультурную ситуацию.
С этой точки зрения особое место в сфере образовательной жизнедеятельности российского общества начинает занимать проблема воспитания во
Научно-теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования. Результаты данного исследования позволяют обосновать ряд выводов, которые предлагают принципиально иное решение имеющихся проблем взаимодействия образовательной, воспитательной сфер системы высшего образования и социальных практик досуга как специфической сферы жизнедеятельности студенческой молодежи. Они имеют теоретическое и практическое значение для развития социологии досуга, практики проектирования моделей воспитательного пространства и его влияния на интенции досуговой активности студентов со смещением акцентов в пользу усиления потенциала самообразования, самовоспитания, саморазвития.
Выводы и полученные результаты имеют прямое отношение к разработке практических рекомендаций при проектировании целевых программ модернизации системы высшей профессиональной школы и практике моделирования досуговых активностей в образовательном пространстве.
Материалы диссертационного исследования могут быть использованы в образовательном процессе при преподавании социологии, социологии культуры, а также при разработке специальных и факультативных курсов, в том числе специализированного курса «Социология досуга».
Результаты исследования используются при планировании и корректировке управленческого влияния общественных организаций на досуговую активность студенческой молодежи Педагогического института ЮФУ.
Апробация работы. Основные положения концептуально-теоретического характера, обобщения и практические выводы диссертационного исследования докладывались и обсуждались на двух региональных и трех межвузовских научно-теоретических и научно-практических конференциях. Тезисы с основными положениями работы нашли отражение в материалах всероссийского социологического конгресса.
15
Результаты исследования опубликованы в 6 научных работах, общим объемом 2,0 п.л.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, таблиц, заключения, списка литературы, приложения (линейные распределения авторского социологического исследования сферы досуговой активности студенческой молодежи на базе ПИ ЮФУ). Общий объем диссертационного текста, без приложения 135 страниц.
16
- Київ+380960830922