СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ....................................................3
Глава 1. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИИ ВНУТРИФИРМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В
РОССИИ..............................................16
1.1. Трансформация российского бизнеса и формирование потребности в новых ориентирах профессионального образования.............................................17
1.2. Социетальные противоречия заимствования западных стандартов деловой культуры в России и внутрифирменное образование.....................................36
Глава 2. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПРЕДПОСЫЖИ ОРГАНИЗАЦИИ
ВНУТРИФИРМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ........................64
2.1. Стихийность формирования корпоративной культуры как фактор институционализации внутрифирменного образования...............................................64
2.2. Ценностная амбивалентность опыта социальных и производственных практик менеджеров и персонала........81
Глава 3. ФУНКЦИИ ВНУТРИФИРМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В
ФОРМИРОВАНИИ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ................101
3.1. Корпоративная культура как предметность внутрифирменного образования................................102
2.2. Разноуровневость подготовки как принцип
внутрифирменного образования.......................122
3.3. Инновационность в содержании образовательной подготовки персонала....................................134
ЗАКЮЧЕНИЕ.................................................149
ЛИТЕРАТУРА................................................154
ПРИЛОЖЕНИЯ................................................171
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Переход России на международные нормы и стандарты, а также расширение хозяйственной деятельности в стране зарубежных бизнес-организаций сопровождается возникновением нового для нее социокультурного учреждения - внутифирменного образования. В период первоначального накопления капитала (90-е гг.) представители российских деловых кругов, которые осваивали приобретенные ресурсы и использовали кадровый потенциал советской промышленности, не инвестировали средства в рост его квалификации или подготовку кадров принципиально иного уровня. Этому препятствовала неустойчивость экономической ситуации переходного периода, невысокий уровень производства, безработица, обеспечивавшая работодателю большой выбор кадров на рынке труда. Стабилизация социально-экономической и политической обстановки в стране обусловила необходимость активизации освоения российскими предпринимателями зарубежного опыта построения бизнеса, использования его в организации собственных компаний (фирм, корпораций), управлении персоналом и др.
Весь этот комплекс проблем потребовал усвоения ценностей, знаний и представлений, свойственных другой культурной системе, поскольку в отечественном научном, профессиональном и публицистическом дискурсе отсутствовали общезначимые понятия, описывающие экономическое поведение индивида. Отечественная наука оперировала понятиями «экономика», «производительные силы», «производственные отношения», которые были не применимы к анализу экономической деятельности индивида, а потому игнорировали влияние человеческого капитала на рост стоимости продукта его деятельности. В новых рыночных условиях приходилось не только осваивать, но определять и кодировать возникающую новую реальность. Так, в российский тезаурус вошли понятия «деловая и корпоративная культура», ценности «организационного поведения» и т.д. Продвинутые отечественные предприниматели, перенимая новое знание и принципы ведения бизнеса, об-
3
Своеобразным социальным механизмом адаптации деловой культуры рыночного типа в условиях крупных российских фирм и корпораций стала структура внутрифирменного образования.
Ее институционализация была вызвана проблемами трех уровней:
- макросоциалъпом: переходом российской экономики на рыночный механизм и ее интеграций в глобальную экономику, которая переопределила принципы организации производственных отношений, включая изменение мотивации труда, управления кадрами и пр.; этим проблемам посвящен первый параграф данной главы;
- социеталъном: имплантация ценностно-нормативного комплекса корпоративной культуры западного образца вызвала его латентное отторжение на уровне деловой культуры российского общества; проблемы этого уровня рассматриваются во втором параграфе данной главы;
- организационном: развитие российских бизнес-структур различного масштаба на протяжении полутора десятилетий рыночных отношений демонстрирует стихийное движение к нормам корпоративной культуры западного образца, которое тем не менее не имеет завершенного и органичного характера; особенности этого движения анализируются в третьем параграфе данной главы.
1.1. Трансформации российского бизнеса и формирование потребности в новых ориентирах профессионального образования
По мнению специалистов, российский бизнес имеет почти пятнадцатилетнюю историю. В качестве точки отсчета в данном случае используются указы Президента РФ Б.Н. Ельцина, постановления правительства (осень 1992 г. -весна 1993 г.) о создании таких крупных бизнес-объединений, как «Газпром», РАО «ЕЭС России» и первых вертикачьно-интегрированных нефтяных компаний - «ЛУКойл», ЮКОС, «Сургутнефтегаз»2.
2 Паппэ Я, Галухина Я. Российские корпорации: от олигархических структур до полноправных субъектов мирового рынка И Неприкосн. запас. №4.2006. С. 17.
17
Основной формой существования российского крупного бизнеса вплоть до 2000 года стали интегрированные бизнес-группы, включающие в себя представителей как реального, так и финансового секторов. На Западе такие организации принято называть корпорациями. Корпорация это общество, основанное на паях. Покупая ценные бумаги (акции и облигации), индивиды (домохозяйства) становятся собственниками корпорации. Корпорация - это специфический тип деловых предприятий, который имеет форму существования, отличную от физических лиц (форма юридического лица). Корпорация существует независимо от ее владельцев - акционеров. Если им не нравится проводимая корпорацией политика, они вправе продать свой пай, но, как правило, не в состоянии ликвидировать компанию как таковую. Поэтому современные корпорации характеризуются известной стабильностью. Они сохраняют свои специфические ресурсы независимо от воли и желания отдельных акционеров.
Более глубокая специализация, широкое привлечение высококвалифицированных кадров способствуют росту эффективности корпорации. Благодаря корпорациям стало возможным внедрение достижений научно-технического прогресса, постоянное обновление ассортимента выпускаемой продукции, освоение технологий массового производства.
Наряду с несомненными достоинствами корпорации обладают и вполне ощутимыми недостатками. Российские корпорации отличаются непрозрачностью финансовых потоков, структуры собственности и управления. Организационно-правовая форма корпорации в принципе открывает широкий простор для всевозможных злоупотреблений. Возникает разрыв между функцией собственности и функцией управления. Мелкие и средние держатели обычно не обладают необходимой и достаточной информацией для
N.
осуществления действенного контроля. В корпорации происходит размывание прав собственности, поскольку возможности контроля за деятельностью команды ослабляются. Держатели контрольного пакета акций могут осуществлять контроль лишь за высшими управляющими. Высшие менеджеры
18
- Київ+380960830922