3
16
16
51
79
107
107
120
140
161
165
2
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения этнического самосознания
1.1. Концепции этнического самосознания в социально-гуманитарном знании
1.2. Этническое самосознание как социальный феномен
1.3. Социокультурные формы и условия актуализации этнического самосознания
Глава 2. Этническое самосознание в условиях трансформирующегося общества
2.1. Этническое возрождение как социальный элемент современной культуры
2.2. Этническое самосознание в современной России
2.3. Региональные особенности этнического самосознания (опыт эмпирического исследования)
Заключение
Список использованной литературы Приложения
Введение
Актуальность темы исследования. Этническое самосознание как социокультурный феномен включает в себя множество элементов (идентификацию, интеракцию, этностереотипы и.т.д.) и пронизывает всю историю человечества, то рельефно проявляясь в социуме, то теряясь под слоем других социальных процессов. Современная эпоха характеризуется ростом значимости этнических факторов в мире, которые проявляются не только в социальных противоречиях, но и во множестве социокультурных процессов. Это можно увидеть как на уровне межличностного общения, так и на уровне поликультурности всего современного общества.
В таких условиях социологический анализ этнического самосознания позволяет рассмотреть бинарные тенденции в современной культуре: культуру как результат лояльного взаимодействия людей и культуру как деятельность на основе терпимости. В последнем случае анализ феномена тесно приближается к проблемам толерантности.
Важное место этническое самосознание приобретает в условиях мульти-культурализма, что связано с такими дихотомичными социокультурными процессами, как глобализация и регионализация. Первый проявляется в унификации духовной и материальной культур, становлении единого стандарта глобального мира, формировании постмодерного мироощущения. Второй процесс прямо противоположен первому и связан со стремлением сохранить социокультурное своеобразие, с ростом этнической солидарности, подчеркнутым проявлением своей принадлежности к тому или иному этносу.
Процессы актуализации этнического самосознания в современных социокультурных условиях получили научное название «этнического возрождения» или «этнического парадокса современности». Они отражают стремление народов и этносов утвердить свою идентичность в виде защиты этнокультурного достояния (ценности, традиции, язык и т.д.) и укрепления принципов различия, многоцветия.
Аристотелю принадлежит фундаментальная попытка анализа души. Прежде всего, Аристотель констатирует факт, ускользающий от обыденного понимания, но фатально преследующий всех исследователей сознания и самосознания: «Добиться о душе чего-нибудь достоверного во всех отношениях и, безусловно, труднее всего»17. Так же решительно Аристотель формулирует главный, по его мнению, вопрос о том, обладает ли душа независимым бытием, или она выступает свойством другого бытия. По Аристотелю, душа и тело неразделимы, поскольку душа есть форма и «энтелехия» тела. Душой обладает все живое, но различные типы души располагают различными наборами способностей. Гений Аристотеля проявился и в том, что он фактически ввел идею самосознания (но она не была обозначена терминологически), идею его рефлексивности. Так, в «Никомаховой этике» он писал: «...видящий воспринимает, что он видит, и слышащий, что слышит..'.есть нечто воспринимающее, что мы действуем, так что, когда мы чувствуем, оно воспринимает, что мы чувствуем, и когда мы мыслим, что мы мыслим; воспринимать же, что мы чувствуем или мыслим, значит воспринимать, что мы
IЯ
существуем...» . Последняя фраза презентирует Аристотеля как предтечу декартовского со^о. Способностью такого восприятия обладает так называемое «общее чувство». Тем самым Аристотель вплотную приближается к анализу не только души, но и сознания и собственно самосознания.
Существенные новации в характеристике души и сознания обнаруживаются у богослова и философа II в. н. э. неопифагорейца Нумения. Первая новация - идея двух душ человека: рациональной и иррациональной. Здесь, с одной стороны, более абстрактно представлено платоновское деление частей души, с другой - предугадана последующая проблематика рационального и иррационального в деятельности человека. Вторая новация - идея эфирного тела души, что важно для признания локализованности души, способности перемещаться.
17 Аристотель. Соч.: в 4 т. Том 4. - М., 1984. - С. 371.
18 Цит. по: Гартман Г. Старая и новая онтология. Историко-философский ежегодник 88. - М., 1988. - С. 39.
В онтологической концепции Плотина систематически используются идеи осознанности и неосознанности в характеристике души. Ясно и определенно он утверждает наличие бессознательного в душе.
Таким образом, в античной философии четкого различения сознания, самосознания еще нет. Более определенно очерчиваются грани души и ее свойства, но нет строгого расчленения сознательного и бессознательного, рационального и иррационального, идеального и материального. Разрозненные блики рефлексии сущности сознания поступательно подводят к ее религиозно-теологической постановке, что наиболее ярко проявляется в средневековой социально-философской мысли.
Средневековая социально-философская мысль в силу теологичности связывает сознание с Богом. Высшее разумное начало - Бог - это и есть подлинный разум. Человеческий же разум, или сознание, есть функция души -искра разума божественного. Однако душа выступает не просто пассивной эманацией Бога. Она наделяется философами спонтанностью, активностью, свободой. Подобная идея органически вписывается в христианскую догматику и закрепляет возможность выбора и ответственность индивида, а, следовательно, необходимость рефлексии и оценивания собственных стремлений. Таким образом, весьма определенно формируется идея самосознания.
Первым доказывает рефлексивность сознания, обращенность его на себя, т.е. существование самосознания, Августин. Самосознание, по Августину, есть не просто некое качество или способность сознания, а его сущностная черта, без которой оно не мыслимо в принципе. И сверх того - самосознание обладает самодостоверностыо, истиной, которая не требует доказательств: через самодостоверность ощущений, мыслей, сомнений и ошибок обеспечивается достоверность факта существования человека. Тем самым Августин приближается к идее неразрывности человеческого бытия и самосознания19.
19 Гарнцев В.Л. Проблема самосознания в западноевропейской философии (от Аристотеля до Декарта). - М., 1987.-С. 93.
- Київ+380960830922