СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ............................................................... 4
ГЛАВА 1. СОЦИОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА........................................ 20
1.1. Теоретико-методологические основы социологического анализа культуры.............................................................. 20
Понимающая социология М. Вебера........................................ 22
Феноменология в социологических исследованиях.......................... 31
Социокультурная динамика П. Сорокина.................................. 37
Общество как социальная коммуникация.................................. 42
Социологическое понимание культуры..................................... 48
1.2. Социокультурное пространство и человек........................... 55
Индивидуальная и социокультурная природа человека..................... 56
Человек в системе правил.............................................. 80
Социокультурные механизмы передачи правил............................. 83
Типология культуры.................................................... 85
ГЛАВА 2. ИГРА......................................................... 98
2.1. Игра как предмет научных исследований............................ 98
Игра в психофизиологических исследованиях............................. 100
Философское осмысление игры........................................... 108
Игра в социокультурном контексте исследований......................... 111
2.2. Структура н фу нкции игры........................................ 118
Человек и игра....................................................... 118
Мир и игра........................................................... 120
Самое привычное и естественное занятие................................ 122
Игры в игре........................................................... 124
Правила игры.......................................................... 129
Нарушение правил игры................................................ 135
Игра как механизм осознания себя...................................... 139
Игровое пространство и время.......................................... 140
Моделирование реальности в игре....................................... 146
Игровые отношения и стратегии........................................................... 148
Мистицизм и магия игры................................................ 157
Игра и власть........................................................ 160
ГЛАВА 3. РИТУАЛ....................................................... 164
3.1. Ритуал в общественном сознании к жизни общества.................................... 165
Биологические корни ритуала........................................... 165
Социокультурные исследования ритуала.................................. 168
3.2. Ритуал в структуре общества........................................................ 181
Происхождение ритуала................................................................... 182
Тело в ритуале ........................................................................ 184
Происхождение элементарного социального ритуала....................... 188
Смысловая структура ритуала........................................... 192
Элементарные социальные ритуалы......................................................... 193
Регулирование социальной структуры общества........................... 198
Культурный ритуал..................................................... 202
Пространство и время в ритуале....................................... 207
Ритуал и игра........................................................ 209
ГЛАВА 4. МАГИЯ....................................................... 212
4.1. Магическое сознаине и восприятие мира............................ 213
Магия как предмет научных исследований................................ 213
4.2. Магия как способ познании и управления миром..................... 232
Магическое устройство мира............................................ 232
СОДЕРЖАНИЕ з
Магия и религия....................................................... 232
Происхождение и развитие магии........................................ 235
Правила магии......................................................... 238
Элементарные ритуалы в магии и религии................................ 343
Смысловые границы социокультурного пространства....................... 246
Магия в структуре общества............................................ 247
ГЛАВА 5. МИФ.......................................................... 256
5.1. Современные исследовании мнфа.................................... 256
Социокультурные исследования мифов.................................... 260
Миф в философских исследованиях....................................... 264
Психоанализ и миф..................................................... 275
Структурные исследования мифа......................................... 278
5.2. Мир в речевых структурах мифа.................................. 285
Речь как способ описания окружающего мира ........................... 286
Знаковое восприятие мира.............................................. 291
Стадии развития мифа.................................................. 297
Пространство и время в мифе........................................... 301
Имя - сакральный миф человека......................................... 306
Смысловое пространство мифа........................................... 310
Миф в современном обществе............................................ 316
ГЛАВА 6. СКАЗКА....................................................... 318
6.1. Методы исследования сказки...................................... 319
Сказка в исследованиях филологов и структурной лингвистики............ 320
Аналитическая психология и сказка..................................... 329
6.2. Синтез социокультурных смыслов в сказке.......................... 334
Сказка и игра......................................................... 336
Особенности коммуникации в сказке..................................... 339
Зло как механизм регуляции поведения героя............................ 343
Пространство и время в сказке......................................... 345
Структура сказки...................................................... 349
Сказка в массовом сознании............................................ 352
ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................ 356
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ..................................................... 362
ГЛАВА 1. СОЦИОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА
36
времени...Не существует полной одновременности этих различных уровней темпоральности, о чем свидетельствует восприятие ожидания» [21, 49]. Темпоральная структура повседневной жизни необыкновенно сложна, так как её различные эмпирические уровни постоянно находятся в согласовании друг с другом.
В реальности повседневной жизни всегда присутствуют другие, поэтому важно, как другие воспринимаются в повседневной жизни. Восприятие других людей лицом-к-лицу, лежащее в основе социального и культурного взаимодействия, является наиболее важным, так как протекает в живом настоящем. «Мое и его «здесь-и-сейчас» постоянно сталкиваются друг с другом, пока длится ситуация лицом-к-лицу. В результате происходит постоянный взаимообмен моей и его экспрессивности...Это означает, что в ситуации лицом-к-лицу я могу «схватить» множество признаков субъективности другого. Конечно, некоторые из них я могу интерпретировать неправильно» [21, 52]. В ситуации лицом-к-лицу другой также реален, и эта реальность является частью всей реальности повседневной жизни. В ситуации лицом-к-лицу восприятие другого происходит посредством схем типизации. «Реальность повседневной жизни содержит схемы типизации, на языке которых возможно понимание других и общение с ними в ситуациях лицом-к-лицу» [21, 55]. Так другой может быть «ребёнком», «мужчиной», «женщиной», «европейцем», «негром», «китайцем», «студентом», «преподавателем», «покупателем», «туристом» и т.п. Все такие типизации непрерывно влияют на взаимодействие с ними, поэтому типизации упрочняют взаимодействия до той поры, пока из-за вмешательства другого они не превратятся в проблематичные. Удаленность типизации социального общения от ситуации лицом-к-лицу делает её анонимной, но анонимность в той или иной степени содержится в любой типизации. Степень анонимности зависит и от других факторов. «В зависимости от степени интереса и степени интимности анонимность восприятия может уменьшаться или увеличиваться» [21, 58-59]. Анонимность может стать почти полной в случае типизации без индивидуализации, например, «типичный читатель газет или журналов» или её можно расширить, говоря об «общественном мнении». «Социальная структура - это вся сумма типизаций и создан-
ГЛАВА 1. СОЦИОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА
37
ных с их помощью повторяющихся образцов взаимодействия» [21, 59]. Это делает такую социальную структуру существенным элементом реальности повседневной жизни.
Все отношения с другим не сводятся только к отношениям с современниками, потому что любая структура общества и культура были созданы в своей значительной степени предшественниками, а не конструируются каждым поколением заново, а все те, кто будет жить после - потомки - будут использовать и опыт живущего сейчас поколения. «Чтобы понять состояние социально сконструированного универсума в любое данное время или его изменения во времени, следует понять социальную организацию, позволяющую тем, кто определяет реальность, заниматься этим» [21, 190]. К этому можно добавить, что также необходимо понять не только одну социальную структуру, но и существующую культуру, которая в некоторых местах является одним неразрывным целым - социокультурным пространством.
Социально-феноменологический анализ позволяет исследовать не только социальные связи, но и смысловое пространство культуры, его особенности, функции, логическую структуру и т.п.
Социокультурная динамика
Фундаментальная работа Питирнм Сорокина «Социальная и культурная динамика» (1957), посвящена социокультурному исследованию интегрированной культуры. В ней рассматриваются: различные её типы, процессы, тенденции, флуктуации, ритмы и темпы. В работе рассматривается не история культур, а социология их изменений.
Все многообразные и многочисленные отношения между различными элементами культуры Сорокин сводит к четырём основным типам: 1) пространственное или механическое соседство; 2) ассоциации под воздействием внешнего фактора; 3) причинная или функциональная интеграция; 4) внутреннее или логико-смысловое единство.
К первому типу относится любой конгломерат культурных элементов (предметов, свойств, ценностей, идей), которые объединяются между собой пространственно или механически. Ко второму типу относится соединения
- Київ+380960830922