Ви є тут

Противоречия формирования социального партнерства в современном образовании: региональный аспект

Автор: 
Деникаева Ольга Валериановна
Тип роботи: 
региональный аспект
Рік: 
2005
Артикул:
193451
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Оглавление
Введение с. 3 - 12
Глава 1. Методологические проблемы изучения социального партнерства в современном образовании
1.1. Социальное партнерство как особая система взаимодействия субъектов образовательного процесса с. 13-37
1.2. Основные противоречия партнерских отношений между субъектами, определяющими направленность развития
современного образования с. 38 - 73
Глава 2. Состояние и противоречия партнерских отношений в системе образования Свердловской области
2.1. Особенности организации партнерства на уровне муниципального образования
2.2. Противоречия развития партнерства на уровне образовательного учреждения Заключение Список литературы
с. 74-112
с. 113 - 144 с. 145-150 с.151 - 161
2
Введение
Система образования в нашей стране переживает очередной этап реформирования. Разрабатываются варианты изменения финансирования учреждений общего и профессионального образования, правовой организации, приведения системы подготовки специалистов в соответствие с европейскими стандартами. При этом наблюдается противоречивость в оценках, мнениях по поводу предлагаемых способов развития отечественного образования. Различия в предлагаемых специалистами мерах модернизации образования порождены, в первую очередь, отсутствием четкой, научно обоснованной стратегии и тактики его совершенствования, опирающейся на накопленный в разных регионах страны опыт решения актуальных проблем повышения качества обучения и воспитания подрастающего поколения.
Эффективность модернизации образования определяется не только продуманностью принимаемых законодательными и исполнительными органами федерального уровня решений. В условиях противоречий социально-экономического развития страны, которые порождены рыночными отношениями, выявляются существенные различия в региональных условиях решения всех проблем нашего общества. Отдельные территории имеют более благоприятные материальные, финансовые условия, кадровый потенциал для инновационной деятельности, а другие не всегда могут обеспечить воспроизводство достигнутого. Такое положение в полной мере характеризует ситуацию и в сфере образования. Региональные особенности часто оказываются решающим фактором, определяющим результативность выполнения решений федеральной власти.
Сами регионы отличаются особенностями подхода областной, городской, районной власти к решению актуальных задач развития учреждений дошкольного, общего и дополнительного образования. Каждая территория имеет то ценное, что может способствовать нахождению оптимальных вариантов совершенствования деятельности учреждений образования в масштабах всей страны. Этим в первую очередь определяется актуальность социо-
ство, с одной стороны, выступает средством профилактики возможных конфликтов. С другой - способом их эффективного преодоления.
Этими факторами вызвана конкретизация Ю.И. Чучей партнерства как системы «взаимоотношений между работодателями, государственными органами и представителями наемных работников, опирающейся на переговоры, поиск взаимоприемлемых решений в регулировании трудовых и иных социально-экономических отношений»1. Надо бы говорить не об отношениях, а о конфликтах между этими субъектами. Партнерство осуществляется с помощью переговоров, а не противоборства. Поиск консенсуса является важнейшей сущностной характеристикой социального партнерства. Это еще раз указывает на некую вынужденность партнерских отношений между разными субъектами. Первоначально между ними происходит столкновение интересов. Для того чтобы оно не перешло в постоянный конфликт, требуются меры по преодолению конфликтообразующих различий. Тогда и возникает партнерство.
Сравнивая приведенные выше подходы в трактовке социального партнерства, можно сделать вывод, что, во-первых, это понятие обозначает как цель, так и способ достижения единства действий различных по потребностям, интересам социальных субъектов. Цель определяется стремлением к достижению гармонического взаимодействия, которое обеспечивается отказом от противостояния, поиском объединяющего начала. Во-вторых, само партнерство чаще всего возникает после четкого обозначения существенных расхождений в ориентациях, установках субъектов. Тогда начинается процесс становления партнерских отношений, характеризующихся постоянным поиском компромиссов. В этом смысле, партнерство следует трактовать не как некое устойчивое состояние, а как постоянное движение к более полному согласованию целей, ориентаций, установок, действий разных субъектов.
1 Чуча Ю И. Социальное партнерство в регионах Российской Федерации.// Социальное партнерство: нормативно-правовая база. Нижний Тагил, 2002. С. 17
15
Проблема социального партнерства касается не только отношений между работодателем и работниками. Она возникает при взаимодействии разных по характеру деятельности субъектов. Как только появляется возможность демократическим, а не силовым путем решать конфликты, так формируется необходимость поиска общего у тех, кто по своей природе различен. Партнерство является продуктом демократических методов управления и развивается в зависимости от степени правой, нравственной зрелости тех, кто создает соответствующие отношения. Поэтому все чаще этот термин применяется при характеристике взаимодействия очень разных по своей природе общно-
~ I
стеи.
Примером, иллюстрирующим наметившуюся тенденцию, может служить Областной закон Омской области «О социальном партнерстве», который указывает: «социальное партнерство является способом совмещения интересов различных социальных слоев и групп, разрешения возникающих между ними противоречий путем достижения согласия и взаимопонимания, отказа от кон-
л
фронтации и насилия».
В этом Законе предусмотрены правовые нормы, обеспечивающие становление, функционирование и развитие партнерских отношений между разными социальными группами, организациями, партиями, движениями. Указаны основные методы достижения консенсуса: консультации, переговоры, привлечение экспертов, изучение интересов партнеров, использование примирительных процедур при разрешении споров. В крайних случаях предлагается обращение в суд, а затем строгое выполнение принятого им решения.
Такое подробное рассмотрение механизмов партнерского сотрудничества указывает на то, что данная форма взаимодействия представляет собой сложный, противоречивый процесс постоянного выявления и разрешения тех различий, противоречий, которые возникают между включенными в общий процесс субъектами. Они не всегда могут самостоятельно найти оптималь-
1 См.: Чуча С.Ю. Социальное партнерство в регионах Российской Федерации. Некоторые проблемы правового регулирования //Социальное партнерство: нормативно-правовая база. С. 17
2 О социальном партнерстве. Закон Омской области Омск, 2001, С. 2
16