' СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ............................................................3
ГЛАВА I. Жизненный путь как объект социологического анализа.................................................................13
1.1. Жизненный путь как объект исследования................13
1.2. Жизненные стратегии личности и их типология...........31
1.2.1. Стратегии жизни в системе ориентирования личности ....38
1.2.2. Типология жизненных стратегий личности...........48
1.2.3. Конструирование жизненной стратегии и формирование
жизненного пути личности...........................................53
ГЛАВА 2. Ценностно-событийный аспект жизненного пути личности..........................................................................................................................61
2.1. Ценностные ориентации в контексте жизненного пути личности.........................................................61
2.2. Событийный подход к исследованию жизненного пути личности.........................................................68
2.3. Темпоральный аспект жизненного пути личности...........74
ГЛАВА 3. Методы эмпирического исследования жизненного пути личности................................................................84
3.1 Методы исследования жизненных стратегий и жизненного пути
личности...........................................................84
3.2. Эмпирическое исследование...............................102
3.2.1. Исследование ценностных ориентаций..............102
3.2.2 Исследование экспектаций возрастных нормативов жизненных событий..................................................106
3.2.3. Исследование взаимосвязи ценностей и событий 115
ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................................................120
БИБЛИОГРАФИЯ......................................................125
ПРИЛОЖЕНИЯ........................................................138
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Изучение жизненного пути личности -одна из центральных проблем современного социального знания, в которой сосредоточены фундаментальные интересы философии, социологии, психологии, антропологии и других наук.
В настоящее время, в отличие от предыдущих десятилетий, когда существовал приоритет обществщшых ценностей, а личная жизнь человека отодвигалась на второй план, проблемы личности перестают быть второсте-пенными и поэтому проблема жизненного пути личности становится все более актуальной, подтверждением чему является увеличение публикаций по данной проблематике.
В социологии эта тема разработана гораздо меньше, нежели в психологии, на что указывает и количество публикаций, и такой факт, что в "Интернете" материалов (сайтов) по социологии жизненного пути личности в шесть раз меньше, чем по психологии жизненного пути личности, а также и то, что в энциклопедические словари по социологии, социальной работе, разделы учебников по социологии (социология духовной жизни, социология личности, социология молодежи) пока не входят, как правило, темы жизненного пути личности, выбора жизненных стратегий.
Актуальность исследований детермшшрована необходимостью объяснения социальных причт трансформации жизненных ценностей на этапе перехода к рыночной экономике, потребностью осмысления новых моделей поведения и проблем социального конструирования жизненного пути личности в условиях изменяющейся социальной среды. Ее актуальность обусловлена также потребностью общественного осмысления социальных факторов экзистенциального кризиса, кризиса жизненных ценностей на этапе трансформации российского общества при переходе к рыночной экономике и демократии, а также недостаточной разработанностью ценностных и событий-
циология В. Дильтея, Э. Шпрангера, социолопш знания П. Бергера и Т. Лук-мана, психоанализа 3. Фрейда, Э. Эриксона и их последователей. В зарубежной социологии и психологии ряд ученых осуществляли различные по целям и методам исследования биографических повествований (У.И. Томас и Ф.Знансцкий, 1919; Ш. Бюлер, 1933; Г. Элдер, 1974; М. Бургос, 1992), возрастной периодизации (3. Фрейд, 1922; Э.Эриксон, 1959; Ж.П. Альмодовар, 1992), анализ жизненных событий и жизненного пути (У. Деннис, 1956; X. Леман, 1953; Б. Ныогартсн, 1973; Д. Эрнандес, 1994).
Начиная с 70-х годов за рубежом возникает новое направление - изучение развития человека на всем протяжении его жшни, от рождения до смерти. В социологии конституировалась сначала теория возрастной стратификации, а затем историческая социология жгоненного пути, основанная на широком применении когортного и поколенного аналюа.
Дональд Дж. Эрнандес использовал понятие жгоненного пути в своем историческом исследовании, имевшем целью выяснить, как юменилась жизнь детей за последние 150 лет. Эрнандес рассматривал жизни детей как "траектории, отличающиеся продолжительностью, порядком и временем наступления конкретных событий и появления определенных возможностей в жизни ребсігка, а также количественным составом семьи, в которой он живет, и характером занятии ее членов"4. Д. Эрнандес подчеркивает, что жизненные ценности и опыт исследуемых детей сформіфовались в значительной степени под влиянием тех исторических событий, которые им пришлось пережггть.
В настоящее время возрождается шггерес к биографичсскггм методам в социологии 5, развивается нарративный анализ6, получают все большее раз-
4Цит. по Крайг Г. Психология развития. СПб.: Питер. 2000. С. 26.
5 См., напр.: Биографический метод в социологии: история, методология, практика / Ред. кол. ЕЛО. Мещеркина, В.В. Семенова. М.: Институт социологии РАН, 1994; Голофаст В.Б. Многообразие биографических повествований // Социологический журнал. - 1995. - N1. - С.71-88; Цветаева H.H. Биографический дискурс советской эпохи // Социологический журнал. 1999. N 1/2.
6 См., например, Журавлев В.Ф. Нарративное интервью в биографических исследованиях // Социология: 4M. 1993-1994, № 3-4. С. 34-42; Профатилова
витие относительно новые методы исследования жизненного п>ти, такие, например, как каузометрия, предложенный Е.И. Головахой и A.A. Кроником7 или прием "автопортрета”, описанный П. Ржичаном8.
Понятие "жизненный путь " отсутствует В "Философской Э1ЩИКЛ0П0-дии" (1962), "Философском энциклопедическом словаре" (1983), "Демографическом энциклопедическом словаре" (1985), "Кратком психологическом словаре" (1985), "Энциклопедическом социологическом словаре” (1995), "Психологическом словаре" (1997), "Энциклопедическом словаре по культурологии" (1997). Единственное исключение составляет словарь "Психология" (1990) под общей редакцией A.B. Петровского и М.Г. Ярошевского, где есть статья "Жизненный путь".
В "Энциклопедическом социологическом словаре" (под общей редакцией академика РАН Осипова Г.В.), издание 1995 года, статьи "Жизненный путь личности" нет, однако есть статьи - "жизнь", "жизненные планы", "жизненный мир", "образ жизни ", "стиль жизни ", "стиль жизни личности ", "выбор профессии", "время социальное", "социология личности" и другие, в той или иной степени связанные с темой жизненного пути личности.
В. Дильтей концепцию жизни определяет через ее значимые составные части. "Моя актуальная концепция жизни определяет, как я вижу сегодня, каждую значимую ее часть. Через нес эта часть соотносится с другими значимыми частями; она принадлежит к определенному контексту, обусловлен-
Л.Г. Использование метода нарративного анализа в изучении структур социального действия // Харьковские социологические чтсния-97 . Харьков, 1997. -С 112-117; Ярская-Смирнова Е.Р. Нарративный анализ в социологии // Социологический журнал. 1997. №3. С.38-61.
7 Головаха Е.И., Кроник A.A. Психологическое время личности. К.: Наукова думка, 1984. 207с.
8 Ржичан П. Возможности биодромалыюй диагностики личности. Психодиагностика в социалистических странах. Психодиагностический бюллетень. 1983. Вып.7. С.5-14.
- Київ+380960830922