2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ______________________________________________________3
Глава I. Мода как социокультурный феномен времени._____________10
1.1. Мода в системе социокультурных отношений._________________10
1.2. Основные структурные компоненты моды._____________________35
1.3. Функции моды и особенности их проявления в обществе.______55
Глава II. Мода в процессе развития и самореализации личности. 73
2.1. Особенности воздействия моды на процесс социализации личности____________________________________________________73
2.2. Мода как средство реализации социальных качеств человека. 93
2.3. Сравнительный анализ влияния моды на различные социальные группы населения в современных условиях.______________________113
ЗАКЛЮЧЕНИЕ__________________________________________________129
Библиографический список._____________________________________132
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы данного исследования обусловлена тем, что-в современных условиях мода становится одним из социальных регуляторов общественного поведения широких слоев населения. Наступивший XXI век характеризуется кардинальными изменениями научно-технического и технологического характера, которые оказывают существенное влияние на социокультурные условия жизни современного человека. Становится очевидным, что изменение социальной реальности невозможно путем привычных материальновещественных, технических преобразовании, оно требует существенных изменений-в самом человеке: трансформирования базовых социальных качеств личности, способствующих экономической, культурной, социальной и психологической адаптации человека к новым условиям социального бытия.
Одним из механизмов регуляции в структуре социокультурных отношений является мода. Этот феномен, обнаруживая себя в различных областях жизни, обладает большими возможностями. В связи с этим, представляется оправданным рассмотрение проблемы социализации личности современного человека через призму социологического анализа моды как нормативной системы, выявление ее специфического места и роли в структуре этого процесса.
Мода является фактором, требующим- очень серьезного отношения в цивилизованном обществе, так как имеет прямое влияние на экономическое и социальное развитие общества. Феномен моды не может быть отнесен к одной категории определений (социальной, экономической, психологической), вследствие того, что является сложным, неоднозначным явлением. Многозначность феномена моды породила и различие в методологических подходах к его изучению разными науками. Трудно установить границы между этими подходами, разделение здесь достаточно условно. А поскольку мода неразрывно взаимосвязана со многими социальными явлениями, в настоящей работе из всего многообразия подходов к этому феномену нами предложен социологический. Такой подход позволит адекватно идентифицировать моду как объект исследования и понять как специфическую форму социальной регуляции, обусловливающую периодическую
13
рекламы товаров, выявляет связи моды с экономическим развитием. В.Зомбарт рассматривал моду как явление, порожденное капитализмом, служащее интересам частного предпринимательства и вызывающее в обществе искусственные потребности. Мода формирует запросы массового потребителя, заставляя покупателей приобретать вещи сверх их реальных потребностей. Механизмы рыночной экономики включают и планируемое устаревание вещей.
Социально-психологический подход рассматривает моду как один из механизмов общения, связывая смену мод с психологией поведения социальных групп. Среди выдающихся социологов, отводивших изучению моды важное место в своих работах, можно назвать Г.Тарда [109], Г.Спенсера [106, 107], Г.Зиммеля [145], Т.Веблена [22], Г.Блумера [135, 136], М.Вебера [20,. 21], П.Бурдье [9]. Подтверждением актуальности изучения моды в социологии может служить тот факт, что уже в XIX веке, с момента зарождения социологии; мода стала предметом исследовательского интереса. Г.Спенсер еще на первых этапах развития социологической науки на основе анализа большого этнографического и историко-культурного материала выделил два вида подражательных действий:
1) мотивируемые желанием выразить уважение лицам с более высоким статусом;
2) стимулируемые стремлением подчеркнуть свое равенство с ними.
Последний мотив лежит в основе возникновения моды. Мода - это прежде
всего новые образцы поведения, применяемые престижными слоями для того, чтобы выделиться из общества, и перенимаемые другими членами общества с тем, чтобы выглядеть как представители преуспевающих, престижных слоев. Последователь Спенсера американский социолог Самнер в книге "Народные обычаи" (1906) подчеркивал нормативный и принудительный харакгер моды.
Французский социолог Г.Тард [109] считал моду наряду с обычаем основным видом подражания. Если обычай — это подражание предкам, ограниченное рамками своего сообщества, то мода — подражание современникам, носящее "экстерриториальный" характер.
14
Пока существует социальное неравенство, не может быть единой моды. На это обратил внимание Г.Зиммель [145], внесший особый вклад в теоретико-социологическое осмысление феномена моды. Подчеркивая роль престижных слоев в формировании моды, он вместе с тем углубил понимание механизма ее развития. .Г.Зиммель предложил так называемую элитарную теорию возникновения, моды, или концепцию эффекта просачивания: Исследователь утверждал, что мода существует только в обществах с классовой бессословной структурой, с которой она тесно связана.
Эти идеи, были дополнены американским социологом и экономистом Т.Вебленом в работе «Теории праздного класса» [22]; Автор осуществил анализ роли престижа, демонстративности и «показного потребления» в функционировании- моды. Мода, вкусы следуют денежным: канонам. Модно, престижно иметь дорогие: вещи. «...Вкусы средних и низших слоев все еще требуют вдобавок к эстетической красоте, красоты денежной», - подчеркивал Т.Веблен [22, с 160].
Французский философ Э.Гобло в книге «Барьер и уравнивание» [139] исследовал процессы фиксации и размывания отличительных признаков высокого социального статуса в капиталистических обществах посредством, моды. Американский лингвист и культуролог Э.Сепир [143] акцентировал роль моды как средства идентификации личности, ее самовыражения и укрепления «Я»; эту функцию мода осуществляет благодаря- социально санкционируемому отказу от старых и внедрению новых социокультурных норм.
Осуществлялись попытки психоаналитического и структуралистского (Р.Барт [133] и другие) объяснения феномена моды. Изучались многообразные связи моды с социальной стратификацией, особенности ее распространения (исследования Б.Барбера [132], Л.Лобела [132], Р.Кёнига [140]).
В продолжение и развитие этих идей в работах американского социолога Г.Блумсра- [135] мода рассматривается как средство внедрения новых социокультурных форм и адаптации к ним в изменяющемся мире. Процесс формирования и распространения моды, по Блумсру, проходит две фазы:
- Київ+380960830922