Введение
Содержание
3-16
Гпава 1. Теоретико-методологические основания исследования роли общеобразовательной школы в воспроизводстве социокультурных различий
1.1. Культурные измерения социальной
структуры....................................................17-34
1.2. Методолог ические подходы к анализу культурно-дифференцирующей функции
общеобразовательной школы....................................34-50
1.3. Траектория трансформации школы в контексте социокультурной динамики
российского общества.........................................50-71
Глава 2. Производство социокультурных различий в образовательном учреждении: опыт эмпирического исследования
2.1. Механизм трансляции школой
социокультурных различий...................................72-86
2.2. Факторы закрепления школой
социокультурных различий учащихся...........................86-109
2.3. Ценностные ориентиры как основа
дифференциации в школе.....................................109-147
Заключение.....................................................148-154
Список литературы..............................................155-174
2
Введение
Переход современного общества на информационные технологии обострил проблему необходимости реформирования системы образования. В последней трети XX в. все развитые страны мира провели реконструкцию своих образовательных систем. Этот шаг обусловлен возрастанием значимости интеллектуального капитала в обществе и осознанием образования как важного ресурса личности. Объединение Европы также вызвало стремление европейских стран к утверждению единых принципов функционирования образования в своем пространстве, важнейшими из которых являются: равенство доступа к качественному образованию, гарантии его получения со стороны государства; социализация личности на основе мультикультурализма и полистилизма; децентрализм и гуманизм. Один из наиболее важных аспектов трансформации системы образования -обеспечение реализации концепции непрерывного образования (образования в течение всей жизни) для любого представителя современного общества. Болонская декларация провозгласила движение европейских стран к выравниванию образовательных стандартов, что направлено на расширение возможностей удовлетворения образовательных потребностей населения независимо от территориальных границ его локализации. Иными словами, в развитых европейских странах четко обнаруживается тенденция расширения возможностей индивида в сфере образования.
В России образовательная ситуация несколько иная. Равные возможности в получении образования и его стандартизация были характерными чертами советской системы образования, учрежденной еще в начале XX в. в условиях формирования правового, экономического и социального равенства населения. Системные реформы конца XX в. в России, изменившие принципы экономической деятельности, создавшие правовое пространство для развития частной инициативы, а следовательно, и для бурной социальной стратификации, привели не к расширению
3
Институте социологи РАН в период прохождения автором повышения квалификации (Москва, 29 апреля 2004 г.).
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав (включающих 6 параграфов), 40 статистических таблиц, заключения и списка литературы.
16
Глава I.
Теоретико-методологические основания исследования роли общеобразовательной школы в воспроизводстве социокультурных различий
П.Культурные измерения социальной структуры
Социокультурные трансформации в России конца 80-х - начала 90-х гг., проводившиеся под лозунгами демократизации, плюрализации, свободы и рыночных отношений, повлекли за собой формирование новой социальной структуры. Современное российское общество представляет собой общество неравенства с ярко выраженной тенденцией социальной поляризации и индивидуализации. Новые социальные классы или слои пока не вычленяются достаточно четко. В данный момент можно обозначить только два противоположных социальных класса - богатых и бедных. В то же время социологи не оставляют попыток исследования новой социальной структуры. В частности, М.Н. Руткевич выделяет следующие социальные страты: буржуазия, новая бюрократия, мелкая и средняя буржуазия (частные собственники - мелкие и средние, фермеры, «челноки»), лица наемного труда (решающее влияние на их социальное положение оказывает связь с той или иной формой собственности), паразитические слои (криминальные слои общества: рэкетиры, воры, грабители, мошенники, проститутки, гадалки и т.п.; главная роль в этой структуре принадлежит организованной преступности) и маргинальные слои населения (впавшие в крайнюю нищету пенсионеры, инвалиды, беженцы, вынужденные переселенцы, «бомжи», беспризорные дети)34. Средний класс как таковой не вычленяется, он размыт, зато обозначены коэффициенты соотношения доходов: «В 1999 г. поляризация по доходам сохранилась: 20%-ная группа с наименьшими доходами имела 6,2%, а 20%-ная группа с наибольшими доходами - 43,7% их общей суммы»35. Безусловно, что это лишь контуры новой структуры.
54 Руткевич М.Н. Общество как система. Социологические очерки. СПб., 2001.
35 Россия в цифрах. М.. 2000. С. 106.
17
- Київ+380960830922