Содержание
ВВЕДЕНИЕ...................................................3
ГЛАВА 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ.................12
§ 1. Культура здоровья и основные факторы ее формирования и
РАЗВИТИЯ............................................... 12
§ 2. РОЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ В СИСТЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ 40
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ В ОРИЕНТАЦИЯХ И УСТАНОВКАХ НА КУЛЬТУРУ ЗДОРОВЬЯ У СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.................................68
§1. Культура здоровья в системе жизненных ценностей участников
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА...............................68
§ 2. Факторы и условия, влияющие на формирование культуры
ЗДОРОВЬЯ.............................................. 100
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...............................................123
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ........................................129
2
Введение
Выдвижение проблемы здоровья в число приоритетных задач общественного и социального развития обуславливает актуальность теоретической и практической ее разработки, необходимость развертывания соответствующих научных исследований и выработку методических и организационных подходов к сохранению здоровья, его формированию и укреплению.
В последнее время обоснованную тревогу вызывает состояние здоровья школьников как наиболее массового контингента детей и подростков; По данным НИИ гигиены и. профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи, около 90% детей школьного возраста имеют отклонения физического и психического здоровья. Сохраняется высокий: удельный вес острой заболеваемости, отмечается тенденция к росту заболеваемости по таким нозологическим. формам, как ожирение, миопия, плоскостопие, нервно-психические расстройства и аллергические заболевания.
Значительно, возросло число детей, страдающих алкоголизмом, наркоманией,.токсикоманией, психическими расстройствами. В частности, по этим причинам увеличивается число убийств и самоубийств, совершенных школьниками.
Распространенность среди школьников курения, употребления алкоголя и наркотиков свидетельствует о том, что существующие методы формирования культуры здоровья пока не дают желаемых результатов. Эффективность существующих методов гигиенического воспитания, используемых как в школе, так и в семье требует существенной корректировки.
При рассмотрении здоровья сегодня специалистами оценивается? в лучшем случае роль биологического компонента; экологического фактора, условий труда, быта, досуга человека, а не система его собственной активной
3
под тем, что современники именуют культурой, понимали совокупность навыков и умений, воспитанность. В Древнем Риме и в средние века понимание культуры приближалось к современному значению слова «цивилизация»; в эпоху Возрождения - как совершенствование универсальной индивидуальности; в XVIII в. - процесс просвещения умов.
Мы будем рассматривать культуру как меру развития сущностных сил человека в процессе его многообразной социальной деятельности. Культура опредмечивает духовное богатство человека, накопленные им знания, навыки, умения социальные чувства, которые в процессе творческой деятельности воплощаются в ценности культуры, имеющие общественную значимость. С другой стороны, само творчество возможно лишь в том случае, если личность распредмечивает (осваивает) уже накопленные ценности культуры, превращая их в свое духовное богатство1..
Культура представляет собой нормативные требования к любой деятельности человека, она возвышает его до общепринятых в мире стандартов. В то же время она является необходимым условием плюрализма человеческой деятельности, ее свободы, бесконечного индивидуального многообразия. Культура как создание человеческих рук противостоит природе (натуре). Однако культура совершенствует саму природу, обеспечивает ее сохранение и рациональное использование.
Культура включает в себя три «блока»: когнитивный, аксиологический и поведенческий.
Когнитивный блок характеризует культуру как движущуюся, развивающуюся совокупность социального опыта, накопленного человечеством -мировоззренческих парадигм, знаний, навыков, умений - во всех видах социальной деятельности.
Основной социологической единицей аксиологического блока выступают ценности культуры. Ценность культуры рассматривается как результат
1 Коган Л.Н. Социология культуры. Екатеринбург: УрГУ, 1992, с. 7.
13
культурной деятельности или сама эта деятельность, имеющие общезначимую культурную ценность для той или иной социальной общности людей.
Живая человеческая деятельность регулируется поведенческим «блоком» культуры. Цель такого регулирования - добиться соответствия деятельности социальным ожиданиям общества. Средством этого регулирования выступают нормы культуры - устойчивые требования социальной общности к качеству деятельности и поведению членов этой общности.
В современных условиях личность становится ареной борьбы противоположных, разновекторных культур, от ее культурного выбора зависит ее духовный мир и социальная позиция. Проблема культуры в конечном итоге -проблема выбора тех или иных ценностей, определяющих направленность развития, личности. Иными словами, направленность личности - это содержание се культурной деятельности..
Именно феномен культуры позволяет органически соединить в себе не просто производство вещей и сознания в его абстрактных формах, а производство самого человека как общественного человека, то есть производство его во всем богатстве общественных связей и отношений, во всей целостности деятельностного существования. А так как культура является сущностью любой общественной деятельности, то мы вправе говорить об особенных способах ее проявления, что связано с пониманием культуры, во-первых, как меры общественного прогресса, во-вторых, как степени воплощения гуманистических целей и, в-третьих, как особой формы соединения, духовных богатств, накопленных предшествующим развитием человечества, и духовных ценностей современного общества.
Человек, как существо разумное, стремится сознательно регулировать свою жизнь, в частности, биологическое здоровье. Это, несомненно, является культурным феноменом. Забота о здоровье и есть забота о жизни. Таким образом,, человек получает возможность влиять на свое физическое здоровье. Но в данном случае культурный фактор выступает двояко: человек способен изменять свое здоровье как в сторону улучшения (рациональное питания, ра-
- Київ+380960830922