СОДЕРЖАНИЕ
*
ВВЕДЕНИЕ..........................................3- 18 стр.
РАЗДЕЛ 1. Общественное настроение как духовный феномен (исторический аспект)................................................18 - 78 стр.
РАЗДЕЛ 2. Возможная базовая модель сущности и атрибутов общественного настроения .........................78-103 стр.
РАЗДЕЛ 3. Эмпирическая структура общественного настроения
(проблемы анализа социологических данных).....103 - 134 стр.
Ь
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.........................................................134 - 138 стр.
Список литературы.................................139- 151 стр.
Приложения........................................152-169 стр.
4
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В истории гуманитарной мысли попытки создать научно корректные модели феномена общественного настроения достаточно редки, чаще в центре внимания исследователей находилось публичное мнение, общественное мнение, массовые движения, развитие субкультур. Видимо, поэтому единой концепции, единого подхода к исследованию данной проблематики в истории гуманитарного знания практически не сложилось.
Существует, разумеется, ряд объективных факторов, которые делают исследование общественного настроения процессом очень сложным и трудоемким - например, его высокая динамичность, постоянная историческая трансформация его базовых механизмов. Однако процессы, которые происходят в современном, все более отчужденном обществе, показывают, что в большинстве социальных интеракций одну из главных регулирующих и генерирующих массовое сознание функций выполняет именно общественное настроение. Изучение общественного настроения дает возможности для качественного анализа социума, раскрывает особенности массового поведения и структуру различных социальных групп и субкультур. Теоретическая и практическая актуапьность данного исследования может быть объяснена и через анализ ряда других факторов. Назовем наиболее очевидные из них:
- сложность проведения политических выборов в России, где многое зависит от настроения масс и от умения манипулировать общественным сознанием;
- с накоплением опыта создания и формирования социальных настроений (чем зачастую довольно успешно занимаются масс медиа) вырабатываются модели управления общественной жизни и отдельными ее социальными институтами, которые преследуют часто отнюдь не научные, а прагматические цели и задачи;
3
(Л. Камю, Ж. Сартр); идеи деятельностного подхода к анализу политических явлений (структурно-функциональный анализ Т. Парсонса).
Эмпирическую базу исследования составили данные авторских социологических исследований, проведенных в 2001, 2003 годах в Тамбовском государственном университете имени Г.Р. Державина в институте социологии и культурологи, институте социальной работы, институте филологии и журналистики, институте культуры и искусств, институте естествознания. В качестве контрольной группы задействованы студенты института психологии и педагогики. Объем контрольной группы - 50 человек.
Основные методы сбора первичной информации - опрос и глубинное интервью. Использованная процедура определения выборочной совокупности -двухступенчатая (пилотажная), случайная, квотная выборка по половозрастным характеристикам, а также по факультету и институтам. Величина выборочной совокупности в первом исследовании: при опросе студенчества - 190 студентов очной формы обучения, что составляет порядка 5,8% от генеральной совокупности; во втором исследовании: величина выборочной совокупности при опросе студенчества - 260 студентов очной формы обучения, что составляет 7,7% от генеральной совокупности (3372 учащихся в пяш вышеозначенных институтах). Отметим также, что репрезентативность данной выборки при стандартной ошибке в 5% была полностью соблюдена1.
Исследование проводилось методом анкетирования на основе инструментария,, разработанного таким образом, чтобы полнее раскрыть динамику изменений общественного настроения в студенческих группах.
В качестве источниковедческой базы использовались теоретическая литература, эмпирические исследования, иные материалы.
Дополнительно использовался материал ряда социологических исследований городского масштаба, осуществленных в период 1992-2003 г г. исследовательской группой профессора И. Федорова с участием автора: «Со-
1 Хеллевик О. Социологический метод / Пер. с норв. М.: Изд-во «Весь мир», 2002. - С. 06
15
стояние, рейтинги доверия и известности местных СМИ»/ «Виды и продукция местных СМИ весной 2001 года, проблема трансляции духовных ценностей». Итоговый отчет по результатам экспертных фокус-групп, Тамбов,. 2001.
Для достижения цели и решения задач исследования использовалась комплексная методика, включающая применение общетеоретических методов научного познания (анализ, синтез, аналогия, сравнение и сопоставление, обобщение, систематизация, типизация, группирование и другие); сравнительно-исторических методов (исторический, историко-логический, сравнительно-исторический); эмпирических методов (анализ документов и литературных источников, интервью, анкетирование (письменный опрос)).
Для анализа эмпирических данных применялись математикостатистические методы линейного и корреляционного анализа. При обработке данных использовался наиболее распространенный в современной мировой социологии пакет программного обеспечения БРБЗ 11.0 для \Vindows.
Положения, выносимые на защиту:
1) Общественное настроение есть естественный атрибут духовной жизни, возникший в самом начале антропогенеза, причем наиболее важными факторами, определяющими мощность и оценочный характер общественного настроения («положительный», «отрицательный» и др.) являются уровень потребности индивида или группы в чем-либо, субъективная оценка трудностей приспособления к ситуации и наличие знаний, навыков и материальных возможностей для такого приспособления.
2) Невзирая на динамизм и быструю смену общественных настроений, вполне представимы законы, выражающие бытие стабильною общественного мнения в череде таких настроений.
3) Приведенная ниже модель общественного настроения позволяет выделить и некоторые типы общественного настроения.
- Київ+380960830922