2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение................................................... 3
Глава 1. Теоретико-методологические основания сравнительных исследований молодежных когорт........................ 17
1.1. Аксиологический подход к анализу молодежи как социально-демографической группы.................................. 18
1.2. Индикаторы сравнительного поколенческого анализа молодежных групп................................................ 32
Глава 2. Молодежь в контексте трансформаций социальной системы: когорты 60-70-х и 90-х гг....................... 50
2.1. Активисте кие социальные позиции и ценности молодежи 60-70-х гг................................................. 51
2.2. Нигилизм и пассивность как доминирующие способы адаптации молодежи 90-х......................................... 76
Глава 3. Модели и факторы интеграции молодежи в общество....................................................... 100
3.1. Институциональная определенность и моностилизм интеграции молодежи 60-70-х годов......................... 100
3.2. Индивидуализация и полистилизм интеграционных моделей молодежи 90-х годов.................................... 115
Заключение................................................ 141
Список литературы.......................................... 148
Приложение................................................ 161
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Кардинальные российские реформы приводят к изменению не только экономической и политической подсистем общества, но и к трансформации социетальной подсистемы, - как целостной совокупности духовных ценностей и норм, придающих смысл и регулирующих социальную жизнь. Обеспечивая воспроизводство социальных отношений в различных сферах, социетальная подсистема тем самым утверждает их легитимность. Период социальных трансформаций в России 90-2000-х годов характеризуется одновременным присутствием ценностей, присущих социоцен-тристскому и персоноцентристскому типам обществ. Этот процесс фиксируется в мониторинге общественного мнения, который проводится под руководством академика Н.И. Лапина1.
Такая ситуация вызывает девальвацию социально-нормативного личностного образца и определяет снижение эффективности нормативнорегулятивных функций культуры, что в первую очередь затрагивает молодежь. В настоящее время российская молодежь, т.е. возрастная группа от 15 до 29 лет, составляет около 35 млн. человек2, что представляет собой практически четверть населения страны. Степень интегрированности молодежи в социально-профессиональную структуру в значительной степени будет определять успешность функционирования общества. Вместе с тем, кардинальное изменение ценностных ориентиров и культурных образцов социальных взаимодействий в обществе сопровождается изменением самосознания молодежи и его социально-профессиональных установок.
В значительной степени мировоззрение молодежи определяется номинацией ее социальных позиций, которые утверждаются в общественном дис-
1 Лапин Н.И. Ценности, группы интересов и трансформация российского общества // Социс. - 1997. - ХвЗ; Лапин Н.И. Кризисный социум в коте кете социокультурных трансформаций //Мир России. - 2000. -ХаЗ.- С. 3-7.
2 Доклад "Итоги Всероссийской переписи населения 2002 года" 21.05.2004 //сайт Федеральной службы государственной статистики уууулу. 2ks.ru
16
культурном пространстве России и Запада: методология, опыт эмпирического исследования" (Екатеринбург, 23-24 марта 2006 г.) и на Всероссийской конференции молодых ученых "Перспектива-2006" (г. Нальчик, 27-29 апреля 2006 г.). По теме диссертации было опубликовано 5 научных статей общим объемом около 1.6 п.л.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, 3 глав (включающих по 2 параграфа), заключения, в котором формулируются основные выводы и практические рекомендации, библиографии и приложений (9 статистических таблиц и 3 схемы). Список литературы включает 184 наименований. Объем диссертации без библиографии и приложений составляет 147 страниц.
17
Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ СРАВНИТЕЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ МОЛОДЕЖНЫХ КОГОРТ
Сравнительный анализ, используемый в данной работе, опирается на выявление социокультурного контекста, который обусловил мышление, ценности, образ жизни и дух молодых когорт 60-70-х и 90-х годов. Первые, сформировавшиеся в 60-х годах в социокультурных условиях "оттепели", сыграли важную роль в процессе перестройки и трансформации общества в 90-х годах XX века, вторые - поколение современной молодежи 90-х, которое представляет собой будущее нашего общества.
Поколение есть такая совокупность людей, сходство которых обусловлено сходством жизненного опыта, который влияет на личный характер и понимание действительности, что определяет характер процесса социализации представителей всего поколения. Внешние условия, влияя на взгляды, тенденции мышления, ценности, формируют "дух поколения" именно в молодые годы, так как именно на возраст 15-25 лет приходится период "высокой пластичности сознания".
Важной составляющей комплексного анализа поколений, помимо социокультурного пространства и особенностей характера социализации, является место молодежи в социальной структуре общества и характер социального потенциала целого поколения.
Социальный потенциал поколения, реализуясь посредством интеграционных стратегий молодежи, является определяющим в формировании роли молодежи в социальной структуре общества и в процессе общественного воспроизводства.
- Київ+380960830922