2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ..................................................3
ГЛАВА 1. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК
СИСТЕМООБРАЗУЮЩИЙ ФАКТОР ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ
1.1. Концептуализация здорового образа жизни
студенческой молодежи....................................18
1.2. Физическая культура и девиации: два концепта в осмыслении
образа жизни студенческой молодежи.......................38
ГЛАВА 2. ПОДГОТОВКА В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ВУЗЕ КАК РЕСУРС ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ
2.1. Типология отношения студенческой молодежи
к физической культуре....................................72
2.2. Инновационный потенциал организации занятий
физической культурой: стимулирующие стратегии............93
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..............................................113
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ........................117
ПРИЛОЖЕНИЯ..............................................136
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена стратегическими задачами новой образовательной политики государства, предполагающими достижение мирового уровня образования, приведение его в соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Векторным направлением развития института российского высшего образования выступает качество образования. Гуманизация процесса получения знаний требует создания определенных педагогических условий, использование таких средств и методов, которые в процессе преподавания различных дисциплин будут формировать ведущие качества личности будущего специалиста, а также помогут студентам в процессе обучения достичь своей акме.
Согласно долгосрочной программе социально-экономического развития, рост благосостояния должен достигаться жителями России в основном за счет собственных усилий, на основе максимально полной мобилизации всех ресурсов, к числу которых относится здоровье. Как временные, так и продолжительные расстройства здоровья влекут за собой уменьшение трудоспособности и сокращение рабочего времени в перспективе, предопределяя нарушения карьерного роста, отказ от выполнения работы определенного типа и ограничение возможностей роста заработной платы, иначе говоря, приводят к ощутимым экономическим потерям как для экономики страны, так и для самого работника. Это означает и ухудшение социального самочувствия, возможность социального исключения, искривления индивидуальных жизненных траекторий.
Максимизация собственных усилий населения неразрывно связана с занятиями физической культурой, обеспечивающей психофизиологический потенциал, необходимый для сохранения здоровья, работоспособности. Особую значимость занятия физической культурой имеют для студенческой молодежи как особой социокультурной общности, представляющей человеческий потенциал продуктивных слоев общества. Основной смысл
14
вседозволенности, нетрудового обогащения, корыстной наживы; коммерциализация инфраструктуры отдыха, развлечений, спорта; отсутствие эффективных стратегий воспитательной работы в области физической культуры. Инновационный потенциал в контексте организации и проведения занятий по физической культуре в вузе представляет собой главный стратегический ресурс для формирования позитивного отношения студенческой молодежи к физической культуре, превращения установок в нормы жизнедеятельности. В структуру инновационных предложений наряду с поиском новых форм, методов организации занятий входит и поиск новых способов мотивации агентов образовательного процесса. Партнерство между различными агентами образовательной деятельности в области физической культуры способно придать мотивационным процессам сценарный характер.
6. В организации и проведении занятий по физической культуре кристаллизуется драма «традиции-инновации: унаследованные формы,
методы организации занятий не соответствуют потребностям современных студентов. Акцентирование особенностей студенчества как гетерогенной, внутренне дифференцированной общности со всеми присущими ей полнотой и разнообразием способов и стилей жизнедеятельности, обусловливает необходимость децентрализации учебных программ по физическому воспитанию, плюрализма форм и методов проведения занятий. Модернизация учебного процесса требует сегодня от специалиста более высокой инициативы, гибкости, творчества, управленческих навыков, широких полномочий принимать решения по многим вопросам, новых принципов организации и проведения занятий. 1. Принцип полезности, предполагающий использование всего того, что помогает организовать повседневную жизнь: оздоровительные, координационные, психофизические практики. Не только фиксация обладания теми или иными ресурсами, но и выявление характера их использования. 2. Принцип усиления невербальной компоненты - на занятиях предлагается максимально использовать
15
невербальные формы (танцевальные, спортивные движения) для самовыражения. Студенты получают свободное пространство: они могут испытывать разный опыт, хороший можно перенести в реальную жизнь. 3. Принцип установки на успех - освободить человека от условностей повседневной жизни и получить представление о другом поведении, способе жизни, опыте, задавая своеобразное пространство для человека, в котором он может формирован» навыки, не доступные ему в реальной жизни. Преодолеть существующие у них барьеры, преграды. Роль преподавателя состоит в том, чтобы поддерживать студентов и гарантировать, что требуемый студенту уровень будет достигнут. 4. Принцип дискурсивной организации - преподаватель демонстрирует активную толерантность, уважение прав студентов, социальную ответственность. 5. Принцип обратной связи - регулярный опрос студентов относительно учебной программы, учебной нагрузки, качества преподавания, имеющихся в распоряжении студентов помещений и оборудования.
7. По разряду содержания установок студентов в отношении занятий физической культурой в вузе выделяются следующие стратегии поведения:
1. Стратегия соучастия - характеризуется позитивной оценкой занятий физкультурой, систематическим присутствием на занятиях, стремлением пролонгировать эти занятия. В основе стратегии соучастия лежит достижительная мотивация, соответствующая новому социальному типу успешного делового человека (хваткому, энергичному, готовому к любым поворотам в жизни). Занятия физкультурой рассматриваются как средство накапливания преимуществ, как трамплин для успешной карьеры и подъема уровня жизни.
2. Стратегия избежания - возникает на основе априорных убеждений в ненужности занятий физкультурой и предполагает различные виды ухищрений с целью непосещения занятий.
- Київ+380960830922