Ви є тут

Метажанр як феномен культури: містерія - літургія - опера - "Містерія"

Автор: 
Черненко Володимир Олександрович
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2002
Артикул:
3402U002849
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2. МИСТЕРИЯ
"Мы не знаем вполне - во всяком случае, пока не знаем, - каковы были сущность и смысл таинств Деметры, праздновавшихся в Элевсине. Нам известны подробности ритуала, но не его смысл."
(Георгиос Милонас)

2.1. Скрытое знание

Идея знания, превосходящего все обычные виды человеческого знания и недоступного заурядным людям, идея знания, которое где-то и когда-то существовало (существует) и кому-то принадлежало (принадлежит) пронизывает всю историю человеческой мысли с самых отдалённых эпох. Отголоски этой идеи можно обнаружить как в фольклоре архаических народов, так и в легендах современной технологической цивилизации. Обычно это знание называют "скрытым знанием", хотя это, конечно, ничего не объясняет. Однако необходимо отметить, что все религии, мифы, верования, героические сказания различных народов и стран исходят из существования - в какое-то время и в каком-то месте - особого знания, намного превосходящего то знание, которым мы обладаем или можем обладать. Содержание всех религий и мифов в значительной мере состоит из символических форм, представляющих собой попытки передать идею такого скрытого знания через обряды Посвящения.
Мы затронем лишь некоторые аспекты Посвящения, трактуемого как сакральный процесс, существовавший (существующий) внутри цивилизационного развития в скрытом, либо явленном виде. Конечно, мы не сможем рассмотреть весь комплекс значений и характеристик данного явления, поэтому остановимся лишь на отдельных параллелях, обнаруживающих себя при сравнении некоторых психологических особенностей человеческой личности и структуры мистериального. Последнее, на наш взгляд, не только пронзает человеческое бытие, но и в значительной мере его организует и направляет. Для этого нам необходимо вновь обратиться к самой известной мистериальной формуле : "Как вверху, так и внизу", немного перефразируя её : "Как внутри, так и вовне" (или наоборот). Сразу отметим, что под Мистерией мы будем подразумевать не столько конкретное содержание определённых, исторически зафиксированных эзотерических обрядов (Элевсинские мистерии греков, мистерии Осириса египтян и др.), сколько ту функциональную значимость данного социо-культурного "инструмента", которая выполняла определённые задачи для человеческого сообщества, выступая в ретроспективе духовных течений в метафорическом значении (а возможно и в прямом), как некий Путь - становление Psyche (Дао, крестный путь, поиск Грааля...и т. д. вплоть до понятия "эволюции"). Аспекты мистериального можно разложить на отдельные модули, по которым прослеживается процесс столкновения - взаимодействия Человека и Бытия-Мира, но нас будут интересовать лишь те связи, которые прослеживаются при сопоставлении некоторых элементов мистериального и психологического (внутр. "я" человека). Основной тезис таков: структура и архетипика мистериального, отражала динамику психического (которое в свою очередь может быть представлено моделью: Абсолютное (силы-стихии - бессознательное) - Я (сознание) - Абсолютное (божества - священное транссознательное)), организуя и направляя её в необходимое социуму русло. Мистерии Посвящения обычно включают тройное откровение: священного, смерти и сексуальности. Неофит, умирая в своей профанной невозобновляемой жизни, воскресает в новом священном времени и пространстве для нового способа бытия, делающего возможным познание и частичное (физико-смысловое) овладение данными трёмя жизненными принципами. Посвящение равноценно духовному возмужанию. Сама структура Посвящений во многом совпадает с последовательностью четырёх базовых перинатальных матриц, которые, как утверждает С. Гроф, проходит эмбрион человека (БПМ I, БПМ II, БПМ III, БПМ IV) [24]. Только уже теперь, в процессе мистерий, неофиту раскрывался их внутренний смысл. Ритуальная смерть неофита во время посвящений означала возврат в эмбриональное состояние не только в смысле физиологическом, но и космологическом; зародышное состояние равноценно временному возврату к состоянию доформенному, докосмическому. Таким образом в мистериях бытие человека и космоса становилось со-бытием, обретая смысл друг через друга. Посвященный - это не только "новорождённый" или "воскресший"; он человек, который знает; ему открыты тайны (смыслы), откровения метафизического характера.
Мист искал в себе силы, он искал тех существ, которые бывают невыявленными для человека, пока он остается при своем повседневном воззрении на жизнь. Он ставил себе великий вопрос о своих собственных духовных, возвышающихся над низшей природой силах и законах. Человек с обыкновенными чувственно-логическими взглядами создает себе богов или же, приходя к сознанию творчества, отрицает их. Мист сознает, что он творит богов; он сознает, зачем он творит их; он проникает, так сказать, в природную закономерность боготворчества. С ним происходит нечто подобное тому, как если бы растение вдруг стало знающим и познало бы законы своего собственного роста и развития. Оно развивается в блаженной бессознательности. Если бы оно знало о своих законах, то должно было бы приобрести совершенно иное отношение к себе самому. То, что ощущает лирический поэт, воспевая растение; то, что мыслит ботаник, исследуя его законы, носилось бы перед познающим растением, как его собственный идеальный образ.
Так происходит и с мистиком по отношению к его законам, к действующим в нем силам. Как знающий, он должен творить божественное, превосходящее его самого. И так же относились посвященные к тому, что создавал народ, поднявшись над природой, - к народному миру богов и мифов. Они хотели познать законы этого мира богов и мифов. Где для народа был образ бога, где для него был миф, там искали они высшей истины.
Внутреннее, наполняющее нас, имеет динамическую природу - отсюда идея движения становится не просто количественным изменением, а приобретает статус онтологического принципа, во многом определяющим наше существование. Но что приводит данный принцип в действие: "либидо" Фрейда, "архетипы" Юнга, "орго