РАЗДЕЛ 2
АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ КАК ОСНОВЫ
ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЕГО ОБЩЕЙ УСТОЙЧИВОСТИ
2.1. Мониторинг внешней и внутренней среды предприятия
Одним из важнейших принципов стратегии антикризисного управления является
постоянный мониторинг внешней и внутренней среды предприятия с целью раннего
обнаружения надвигающейся угрозы кризиса. Антикризисное управление предприятием
начинается с момента выбора ее миссии. На всех последующих этапах развития
предприятия внимание его руководства должно быть сосредоточено на своевременном
«улавливании» сигналов, свидетельствующих о возможном ухудшении положения
предприятия, его конкурентного статуса. Для этого необходимо построить систему,
позволяющую сочетать количественный и качественный анализ сигналов об угрозе
приближения кризисного состояния. В качестве основы такой системы может быть
принят анализ возможностей, ресурсов и рисков, так называемый SWOT-анализ
(Strength – сила, Weakness – слабость, Opportunity – возможности, Treat –
угрозы) [123].
Целью этого анализа является выявление совокупного влияния на конкурентный
статус предприятия сильных и слабых сторон по отношению к внешней среде; широты
возможностей для выполнения миссии предприятия, открываемых внешней средой;
степени и характера угроз выполнению миссии со стороны внешней среды. Их можно
назвать факторами состояния предприятия.
В процессе анализа необходимо определить «каналы связей», возникающие между
агентами внешней и внутренней среды, с одной стороны, факторами состояния
предприятия и моментом наступления кризисного состояния (несостоятельности,
банкротства) – с другой. Именно по этим каналам поступают сигналы о
неблагополучных тенденциях, возникающих во внешней и внутренней средах
предприятия. Эти сигналы – вначале слабые – по мере накопления информации
постепенно усиливаются, позволяя руководству заблаговременно принимать меры по
предотвращению кризисных состояний.
При этом следует исходить из существа процесса возникновения кризисного
состояния, представляющего собой одну из разновидностей экономического
механизма.
Под экономическим механизмом принято понимать цепь последовательных
взаимосвязанных экономических явлений [123]. Как и всякий экономический
механизм, механизм возникновения кризисного состояния «запускается» субъектами,
инициирующими исходные экономические явления. Под влиянием этих исходных
явлений начинается процесс следования (без дополнительного импульса) одного за
другим в определенной последовательности цепочки взаимозависимых экономических
явлений (эффект падающего домино), в конце которой наступает завершающее
явление- кризисное состояние.
Глубина кризисного состояния и продолжительность периода, в течение которого
оно наступает, зависит от:
соотношения количества и силы исходных экономических явлений;
числа и степени влияния агентов внешней и внутренней среды;
интенсивности процесса возникновения промежуточных экономических явлений;
соотношения и силы промежуточных явлений по каждому фактору состояния
предприятия;
значимости каждого фактора состояния предприятия конкретно для данного
предприятия и данной отрасли национальной экономики.
В развитии предприятия при любых обстоятельствах может наступить резкий, крутой
перелом, именуемый кризисом. Важно своевременно обнаружить начальное
экономическое явление, сигнализирующее о том, что появились первые признаки
возможного изменения существующего состояния предприятия. Поскольку и внешняя,
и внутренняя среда предприятия динамичны, указанные исходные явления могут
появляться практически в любой момент. Поэтому важнейшим принципом
стратегического антикризисного управления является состояние постоянного
ожидания сигналов о надвигающемся кризисе и немедленная реакция на эти
сигналы.
Установить все возможные варианты сигналов практически невозможно, поскольку
многообразие обстоятельств, формирующих состояние внешней и внутренней среды,
учесть нельзя. Однако наиболее существенные источники и характер подобных
сигналов могут быть определены. А.А. Томпсон и А.Дж. Стрикленд следующим
образом определяют факторы, которые необходимо учитывать при определении
сильных и слабых сторон предприятия (табл. 2.1) [126].
Таблица 2.1
Факторы, которые необходимо учитывать при оценке сильных и слабых сторон
компании, ее возможностей и угроз
Потенциальные внутренние сильные стороны
Потенциальные внутренние слабые стороны
Основная компетентность в ключевых областях
Отсутствие четкого стратегичес-кого направления
Адекватные финансовые ресурсы
Устаревшие основные фонды
Высокая репутация у потребителей
Недостаточная прибыльность
Продолжение табл. 2.1
Признанный лидер рынка
Отсутствие грамотного и дальновидного руководства
Хорошо продуманные стратегии в функциональных областях
Отсутствие определенного опыта и компетентности
Возможности использования эффекта масштаба
Слабая реализация стратегии
Защищенность от конкурентного давления
Множество внутренних оператив-ных проблем
Собственная технология
Отставание научных исследований и разработок
Преимущество в издержках
Слишком узкий ассортимент
Лучшая реклама
Низкая рыночная репутация
Совершенствование продукции
Слабая сеть распределения
Хорошее управление
Недостаточный опыт в области маркетинга
Лидирующая позиция на кривой опта
Невозможность финансирования необходимых изменений в стратегии
Большие производственные возможности
Более высокие удельные издержки, чем у конкурентов
Большой технологический опыт
Прочее
Прочее
Потенциальные внешние возможности
Потенциальные внешние угрозы
Способность обслужить дополни-тельные группы потребителей
- Київ+380960830922