Ви є тут

Організація випуску нових виробів на основі концепції-маркетингу

Автор: 
Третьяк Олена Петрівна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2003
Артикул:
0403U001821
129 грн
Додати в кошик

Вміст

ГЛАВА 2
СИСТЕМА СОЗДАНИЯ И ОСВОЕНИЯ НОВЫХ ИЗДЕЛИЙ НА ПРЕДПРИЯТИИ НА ОСНОВЕ КОНЦЕПЦИИ МАРКЕТИНГА
Предприятия Украины все в большей степени ощущают необходимость нового комплексного подхода к управлению созданием и освоением перспективных новых изделий, подхода, где все работы, связанные с их инновационной деятельностью, начинающиеся зарождением идеи и продолжающиеся вплоть до рыночного представления нового товара и развертывания его коммерческого производства, являлись бы составной частью единой концептуально ориентированной системы создания и освоения новых изделий. Только так отечественные предприятия могут успешно справиться с задачами, вытекающими из требований рыночной экономики, и обеспечить удовлетворение потребностей рынка в своей продукции.
С целью решения данного научного и практического задания автором в данной диссертации разработана оригинальная концептуальная модель системы создания и освоения новых изделий (СОНИ) на основе концепции маркетинга. Исходными условиями существования такой системы являются непрерывность процесса поиска инновационных идей и их воплощения и изначальная организационная направленность на постоянное введение новых товаров в ассортимент выпускаемой продукции предприятия. При этом все осуществляемые работы по организации выпуска новых изделий, а также принимаемые решения должны комплексно увязываться с текущей производственной программой и жизненным циклом входящих в ее состав изделий. Исходя из этих начальных условий существования и функционирования системы СОНИ в любой момент времени должен обеспечиваться стабильно высокий эффект от рыночного существования всего хозяйственного портфеля предприятия, который выражается сбалансированным сочетанием новых и хорошо освоенных изделий.
Основная характеристика сущности и механизма функционирования предлагаемой в диссертации системы СОНИ на основе концепции маркетинга представлены в подразделе 2.1. Особенности разработанной автором системы СОНИ в том, что она базируется на объективной и достаточно полной информации как рыночного, так и технического характера, состоит из многоуровневого комплекса взаимосвязанных научно-исследовательских, маркетинговых, конструкторских, технологических, экономических, социально-психологических и производственных работ и позволяет предприятию осуществлять единую оптимальную политику совершенствования, модифицирования и постепенного обновления выпускаемой продукции, повышения ее качества и конкурентоспособности точно в соответствии с запросами рынка. Разработанная автором система СОНИ на основе концепции маркетинга сориентирована на улучшение экономической эффективности деятельности предприятия на рынке.
2.1. Характеристика системы создания и освоения новых изделий на предприятии на основе концепции маркетинга
Современная теория тотального контроля качества гласит: "Высокое качество обеспечивается главным образом путем налаживания бездефектного производства, а не через контроль уже готовой продукции. Основная идея такого подхода, целесообразность которого доказана практикой, состоит в том, чтобы все усилия направить на ликвидацию самой возможности появления брака в процессе производства и сборки. В результате возможные дефекты устраняются еще на промежуточных этапах, а не в готовом изделии" [19]. Цитата, описывающая процесс контроля качества, в равной степени может быть отнесена и для характеристики инновационного процесса, когда он осуществляется в рамках системы СОНИ на основе концепции маркетинга предлагаемой автором в диссертации. Как было установлено в ходе авторских исследований, суть которых изложена в подразделе 1.6., в основе рыночных неудач новой продукции лежат неверно принимаемые решения. А это значит, что ликвидация самой возможности принятия неверных или ошибочных решений в процессе создания, разработки и освоения производства новых изделий является основным требованием, предъявляемым к системе СОНИ. Успех инновационного процесса зависит не только от того, выполняются ли в полном объеме и нужной последовательности отдельные стадии и этапы его работ, но и во многом определяется правильностью выполнения этих стадий и этапов работ. Таким образом, система СОНИ на основе концепции маркетинга должна опираться на методологию и технологию системы тотального контроля качества. Взаимосвязь обеспечивается рядом принципов, которые являются общими для обеих систем, и составляют основу их формирования и функционирования. К ним относятся такие.
- Многоуровневость, т.е. наличие ряда уровней, на каждом из которых выполняется один или несколько видов работ по созданию и освоению новых изделий. После завершения работ на каждом из уровней на основе системы критериев принимаются решения о целесообразности или нецелесообразности проведения дальнейших инновационных работ в рамках конкретного проекта. В точной аналогии с механизмом контроля качества, например, на сборочной линии, процесс создания и освоения новых изделий должен проходить через некоторую последовательность контрольных точек, на каждой из которых принимаются решения, позволяющие вовремя отсеять коммерчески непригодные инновации, направить ограниченные ресурсы на реализацию действительно стоящих проектов, четче сфокусироваться на достижении результата.
- Целенаправленность, т.е. определение конкретных целей и постановка задач, которые должны достигаться и решаться в процессе разработки новых изделий как на каждом из уровней системы, так и системой СОНИ в целом. Критериями, относительно которых принимаются дальнейшие решения о целесообразности продолжения инновационных работ в рамках системы СОНИ, являются поставленные цели.
- Параллельность, т.е. одновременное выполнение инновационных работ различными подразделениями предприятия, вовлеченными в процесс разработки новых изделий. Действуя в условиях рынка для своевременного представления новой продукции предприятия должны стремиться к сокращению продолжительности цикла создания и освоения производства новых изделий. С другой стороны, требовательные вкусы