Ви є тут

Роль еволюційно синергетичної парадигми в осмисленні соціуму

Автор: 
Снегірьов Ігор Олександрович
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2005
Артикул:
0405U000534
129 грн
Додати в кошик

Вміст

Раздел 2
СМЫСЛ ЭВОЛЮЦИОННО-СИНЕРГЕТИЧЕСКОЙ
ПАРАДИГМЫ В СОЦИАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ
2.1. Язык эволюционно-синергетической парадигмы как основа
теоретического осмысления становления социальных систем

Современная наука и технологическая деятельность все чаще имеют дело со
сложными саморазвивающимися системами, которые являются объектом исследования
теории самоорганизации. Общество и человек также рассматриваются как
сверхсложные самоорганизующиеся, открытые системы, со всеми присущими им
свойствами, законами и принципами существования и развития. Их важно отличать
не только от малых (простых) систем, но и от больших (сложных)
саморегулирующихся систем. В 70-х годах уже прошлого века Г. Н.Поваров
предложил различать эти типы систем по числу элементов и характеру их связей.
Согласно его подходу, малые (простые) системы включают порядка 103 элементов,
большие саморегулирующиеся - до 106 элементов, саморазвивающиеся - 1010-1014
элементов. “Связи и отношения элементов, присущие каждому из типов систем,
характеризуются в категориях части и целого, вещи и процесса, причинности,
случайности, возможности, необходимости, пространства и времени” [131, 5].
Предметом социальной синергетики, по мнению известного российского физика и
философа В. П. Бранского, является исследование взаимодействия между социальным
порядком и хаосом. При этом феноменологически социальное развитие
представляется как рост синтеза хаоса и порядка [22, 115]. Такая трактовка
предмета социальной синергетики носит слишком общий и несколько односторонний
характер. Она подмечает лишь один из главных его аспектов, оставляя в стороне
ряд существенных моментов.
В нашем исследовании мы оперируем понятием “эволюционно-синергетическая”, а не
просто “синергетическая” парадигма, в силу того, что определение предмета
социальной синергетики должно быть развернуто в содержательном плане с
указанием на ряд специфических черт. Первой чертой, на наш взгляд, является то,
что социальная синергетика должна рассматривать человека и общество как
индивидуальный и коллективный субъекты Мирового Разума, берущего свое начало в
глубинах микромира. Вторая черта состоит в том, что социальная синергетика
вводит в обществознание не только новый категориальный аппарат, но и совершенно
иную (не традиционную) систему измерений и единиц отсчета. Это обеспечивает
выход на принципиально новые теоретико-методологические парадигмы анализа
социальных явлений и процессов, выработку соответствующих алгоритмов познания и
его методической базы.
Главная практическая трудность, применения наработанного синергетического
подхода носит “технический” характер и заключается в выборе соответствующих
переменных... приходится вводить такие нечётко определенные параметры, как
“качество жизни”. Естественно, что количественный анализ с подобными
характеристиками весьма затруднён. Причина этого, прежде всего, в самом
алгоритме нелинейных исчислений самоорганизующихся процессов живой и
общественной природы. Чисто количественное их описание (фиксируемое в
параметрах), “всегда будет страдать важным недостатком - упущенной спецификой
качества жизни и социальности, определяемых понятиями “жизнь”, “душа”,
“эмоция”, “чувство”, “переживание”, “социальность” и т. д.” [157, 24].
Иными словами, специфика социальных явлений (и явлений социоприродного
характера), как объектов исследований, входит в противоречие с требованием
чёткости в нелинейных математических моделях, использующих при исчислении
однородные элементы системы, тогда как элементы общества индивидуализированы.
Другая трудность в том, что “в сложных системах дефиниция самих сущностей и
взаимодействия между ними в процессе эволюции могут претерпевать изменения. Не
только каждое состояние системы, но и само определение системы в том виде, в
каком её описывает модель, обычно нестабильно или, по крайней мере,
метастабильно” [114, 267].
Но, осознавая трудности применения математических синергетических методов к
исследованию социальных и социоприродных явлений, необходимо подчеркнуть, что
здесь вполне применима научная идеология парадигмы теории самоорганизации,
характеризующая наиболее общие законы и принципы развития мира и общества. И
самым важным доводом в пользу не только теоретико-методологической, но и
прикладной стороны эволюционно-синергетического метода (математические модели)
является “комплиментарность”, совпадение возрастающей сложности современных
социальных и социоприродных отношений в мире с характером нелинейных
математических моделей, ориентированных на реконструкцию сверхсложных и
изменчивых объектов. Эти модели “до такой степени сложны, что их эффективное
использование трудно представить вне математических описаний и применения
компьютерной техники” [156, 100]. Всё это требует не только системного
многоаспектного исследовательского подхода, но и оперативного и ёмкого, по
охвату параметров подхода, наибольшие возможности в котором принадлежат
инструментарию нелинейной математики и компьютерному моделированию.
Проблема использования в социальном познании теоретических моделей
самоорганизации, актуализирует также решение ряда методологических проблем.
Основные среди них - это проблема редукционизма, проблема использования
аналогий как эвристического средства, проблема способов теоретического
моделирования и возможность адекватной интерпретации социальных феноменов с
позиций естественнонаучных разработок процессов самоорганизации. Необходимо
подчеркнуть, что вс