Ви є тут

Удосконалення професійного мислення в курсантів-пілотів у процесі вивчення дисциплін пілотажно-навігаційного циклу

Автор: 
Руденко Юлія Миколаївна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2005
Артикул:
0405U004310
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ, СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ И ДИДАКТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА МЕТОДИКИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ У КУРСАНТОВ-ПИЛОТОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИН ПИЛОТАЖНО-НАВИГАЦИОННОГО ЦИКЛА

2.1. Структурные компоненты методики совершенствования профессионального мышления у курсантов-пилотов в процессе изучения дисциплин пилотажно-навигационного цикла
Методику совершенствования профессионального мышления у курсантов-пилотов в процессе изучения дисциплин пилотажно-навигационного цикла мы рассматриваем, во-первых, как категорию педагогики, то есть следует обосновать цель, задачи, принципы, содержание, методы, организационные формы обучения, критерии и методы оценки. И, во-вторых, методика определяет деятельность преподавателя и курсанта, то есть включает определение этапов и разработку средств обучения, которые определяют их деятельность на каждом этапе.
Цель методики. В нормальных условиях полета пилот действует по определенному алгоритму, то есть в стандартной обстановке для него большее значение имеют навыки по пилотированию и навигации. Профессиональное мышление, основывающееся на знаниях, навыках и умениях пилота, понадобится ему, прежде всего, в экстремальных условиях, когда действия по установленному алгоритму часто не только не помогают решить проблему, но и усугубляют ее. Профессиональное мышление пилота будет выражаться в сложных умениях по анализу информации от многих источников, принятию и реализации решения для обеспечения безопасного и экономичного пилотирования и навигации воздушного судна в нестандартных условиях.
Исходя из этого, цель методики определим следующим образом: совершенствование профессионального мышления у курсантов-пилотов при эксплуатации пилотажно-навигационных приборов, систем и комплексов воздушного судна в сложных и экстремальных ситуациях.
Задачи методики. Для достижения цели обоснуем и определим задачи методики. Очевидно, что вначале изучения дисциплины у курсантов необходимо сформировать опорные знания, навыки и умения, поэтому первую задачу определим следующим образом:
1. Формирование знаний по принципам устройства пилотажно-навигационных комплексов и тенденций совершенствования изучаемой техники, а также навыков и умений по эксплуатации пилотажно-навигационного оборудования в условиях, описанных в РЛЭ.
Для совершенствования профессионального мышления курсантов следует сформировать сложные умения по профессиональной деятельности пилота в экстремальных условиях, в которых оно и будет выражаться. Так как перечень таких умений будет достаточно большим, то в содержательной части методики конкретизируем те умения, которые можно сформировать средствами дисциплин пилотажно-навигационного цикла. Для этого также будем опираться на определение понятия "профессиональное мышление пилота" и на его этапы, приведенные в разделе 1.2.
Таким образом, вторая задача методики может быть сформулирована следующим образом:
2. Формирование у курсантов-пилотов сложных умений при эксплуатации пилотажно-навигационного оборудования в нестандартных, сложных и экстремальных условиях.
Нестандартные, сложные или экстремальные условия полета могут быть вызваны дефицитом (лимитом) времени или информации, связанным с отказами, неисправностями или неточными показаниями пилотажно-навигационных приборов. В этих условиях у пилота может возникнуть неправильное представление о фактических и требуемых параметрах полета, а также о местонахождении воздушного судна, что может вызвать ошибки в пилотировании и навигации. Действия пилота в сложных условиях будут также зависеть от этапа полета (взлет, посадка, горизонтальный полет и его высота) и метеоусловий (простые, сложные). Поэтому третью задачу нашей методики сформулируем следующим образом:
3. Совершенствование способности конструировать образ полета в условиях лимита и дефицита времени (информации), вызванных отказами пилотажно-навигационного оборудования в различных условиях полета (этап полета, метеоусловия).
Успешное выполнение пилотом профессиональной деятельности может быть затруднено по причине эмоциональной неустойчивости, психического напряжения в условиях недостатка информации. Примером может служить ситуация при отказе указателя скорости на взлете. В первый момент пилот может, ориентируясь на показания неисправного указателя скорости, решить, что происходит падение скорости, что может свидетельствовать о неисправности двигателя. В такой ситуации слишком быстрое, необоснованное принятие решения и следующие за ним неправильные действия пилота могут привести к катастрофе. Исходя из этого, сформулируем третью и четвертую задачи методики:
4. Формирование надежности профессиональной деятельности (а именно эмоциональной устойчивости) в условиях недостатка информации и (или) времени.
5. Формирование способности конструировать образ деятельности, принимать и реализовывать решения в сложных условиях полета.
Для достижения поставленных целей и выполнения задач необходим обоснованный выбор и применение принципов методики совершенствования профессионального мышления у курсантов-пилотов.
Все компоненты методики совершенствования профессионального мышления у курсантов-пилотов в процессе изучения дисциплин пилотажно-навигационного цикла должны находиться в полном соответствии с передовой педагогической наукой, то есть должны быть обоснованы. В данном разделе приведено теоретическое обоснование системообразующего фактора (в качестве которого выступает цель методики), задач методики, средств подготовки, их содержания и применения. Также приведено обоснование критериев и методов оценки профессионального мышления курсантов. Для обоснования компонентов методики была применена концепция системного подхода, а для обоснования дидактических средств методики - теории деятельности и психического развития человека, теория проблемного обучения, теория поэтапного формирования умственных действий и теория игрового обучения. Таким образом, нами был