Ви є тут

Музичний хронотоп: предмет і явище. Типологія форм часопросторової організації в авангардній музиці

Автор: 
Гоменюк Світлана Григорівна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2006
Артикул:
0406U004513
129 грн
Додати в кошик

Вміст

Раздел 2
Музыкальный хронотоп в историческом аспекте
2.1. Музыкальный хронотоп авангарда
(уровень исторического стиля)
2.1.1. Авангард и его место в культуре ХХ века. В культурологической и
музыковедческой литературе термин «авангард», «авангардное искусство»
применяется в качестве характеристики наиболее радикальных произведений,
композиторских стилей и стилевых направлений искусства последнего времени.
История употребления термина в художественной критике восходит к Теодору Дюре,
опубликовавшему в 1885г. в Париже серию статей об импрессионистах под названием
«Критика авангарда» [145, c.3]. В то же время сами художники «левого»
направления (представители т.н. «первого авангарда») не применяли его к своему
искусству. Некорректность и жесткость термина «авангард», его несообразность
природе художественного мышления неоднократно отмечалась исследователями [131;
65], вместе с тем сложившаяся традиция бытования термина в исследовательском
обиходе делает его употребление обоснованным.
Ключевым моментом в определении понятия «авангард» является несоответствие
традициям, выработанным многолетней художественной практикой. Однако такая
характеристика слишком широка, поскольку критерий художественной новизны
позволяет включать в круг авангардных явлений любое значимое явление в истории
искусства. Речь идет, таким образом, о мере новаторства, которая, в авангардном
искусстве значительно возрастает. Эта мера определяется, с одной стороны, идеей
постоянства обновления, а с другой – его масштабами, глубиной преобразований.
Сверхновизна авангардного искусства обусловлена коренным изменением наиболее
стабильных позиций традиционного художественного мышления: авангард
«подразумевает не просто новаторство языка, но ревизию онтологических основ
искусства, прежде всего, самого произведения искусства как самоценного
художественного объекта, отделенного от жизненной реальности, и более того,
противопоставленного ей» [125, c.75]. Как ни парадоксально, но именно
нестабильность, изменчивость следует считать наиболее постоянной
характеристикой авангардного искусства, склонного ставить под сомнение любую из
утвердившихся истин.
Авангардное искусство, таким образом, представляет собой некоторое единство, в
основе которого лежит негативный фактор – отрицание предшествующего опыта,
причем наиболее обобщенных его позиций. К числу таковых следует отнести язык
искусства, форму, феномен произведения, жанровые признаки, словом, целую серию
констант, служащих опорой восприятию и составляющих определенную базу для
понимания новизны произведения.
В ситуации стремительного разрушения устоявшейся системы, усиления
центробежности ее элементов активизируются свойства хаоса как механизма
переключения и выхода на принципиально новые структуры. Универсальность этих
структур – отличительное свойство авангардного искусства. Язык авангардного
искусства переориентирует восприятие. Например, если в традиционной музыке
опорами слуху служили жанр, тональность, мелодия, гармония, фазы становления
музыкальной формы, то в авангардной музыке слух учится воспринимать звучание в
его мельчайших подробностях – противопоставления звука и тишины, динамики и
статики; конфигурации звуковых линий, объемов, масс. Однако, действительно ли
новы эти «новые» ориентиры? Они всегда были присущи музыке, но, в силу своей
очевидности, не осознавались как художественно значимые. Происходит укрупнение
смысловых единиц. Авангардное искусство, таким образом, семантизирует
универсальное.
Пространство и время – наиболее универсальные категории бытия – не просто
вовлекаются в орбиту художественно значимого в авангардном искусстве, но
обеспечивают его стилевую целостность. Созидание новой реальности, в том числе
и новых форм пространственно-временных отношений, – одно из атрибутивных
свойств авангарда. Взаимосвязь пространства и времени отразилась в музыке,
отображаясь в целой веренице декларируемых композиторами ХХ века
пространственно-временных форм. Такими формами являются различные виды
музыкального времени – «сжатое», «расширенное», «многослойное», «шарообразное»,
«многонаправленное», «виртуальное» и др. [144, c.72].
Наряду с новизной и универсальностью, авангардное искусство отличается
приоритетом прагматики. М.Шапир, обосновавший прагматическую концепцию
авангарда, отмечает: «Главным для авангарда становится действенность искусства,
оно призвано поразить, растормошить, вызвать активную реакцию у человека со
стороны. При этом желательно, чтобы реакция была немедленной, мгновенной,
исключающей долгое и сосредоточенное восприятие эстетической формы и
содержания. Нужно, чтобы реакция возникла и успела закрепиться до их глубокого
постижения, чтобы она, насколько получится, этому постижению помешала, сделала
его возможно более трудным. Непонимание, полное или частичное, органически
входит в замысел авангардиста и превращает адресата из субъекта восприятия в
объект, в эстетическую вещь, которой любуется создатель – художник» [176,
c.136].
Новизна, универсальность и прагматика – это условия, обеспечивающие единство
авангарда как стиля. В то же время, анализ формально-стилевых признаков
авангарда показывает внутреннюю неоднородность этого единства. В разноголосице
всевозможных «-измов» можно выделить две принципиальные тенденции –
рациональную и интуитивную. Первая из них тяготеет «к объективному
научно-аналитическому овладению закономерностями развития искусства,
формообразования, творчества и восприятия», к «акцентированию теоретических
принципов» [65, c.5]. Для второй хар