Ви є тут

Парламентаризм як основа розвитку держави: теорія і практика Республіки Таджикистан

Автор: 
Дадажонов Мухібулло
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2007
Артикул:
0407U002235
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2.
ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПАРЛАМЕНТАРИЗМА В СОВРЕМЕННОМ ТАДЖИКИСТАНЕ

2.1. Роль и место парламента в системе государственных органов Республики Таджикистан

Теория разделения властей и политическая практика различных государств как ее воплощение свидетельствуют, что к настоящему моменту известно и исторически апробировано нескольких моделей взаимодействия законодательных, исполнительных и судебных органов. Объем реализации принципа разделения властей определяет пропорции соотношения властных полномочий и компетенций, сосредоточенных в руках каждой ветви власти. Этим обусловлена необходимость поиска оптимальной модели государственного устройства.
Обычно конституционным (государственным) правом различается три типа государств с республиканской формой правления, где играет значительную роль принцип разделения властей.
Первая - это президентская республика, в которой Президент является главой исполнительной власти, независимой от парламента, единоличным ее носителем и избирается населением страны. Законодательная власть инициирует и принимает законы, исполнительная власть сосредоточивает их реализацию в своих руках, осуществляя государственное управление. В такой республике отсутствует парламентская ответственность правительства. В президентских республиках принцип разделения властей осуществляется более жестко. В таких системах более четко действует механизм "сдержек и противовесов", который обеспечивает взаимодействие органов законодательной и исполнительной ветвей власти.
Однако, как отмечается некоторыми политологами, в таких конструкциях сочетание президентства с многопартийностью порождает фактор определенной конфликтогенности, "сводящий планы демократической консолидации к минимуму"70.
Вторым типом государств с республиканской формой правления является парламентская республика. В этой конструкции в соотношении ветвей власти наблюдается зависимость исполнительной власти от законодательной. Хотя институт президентства существует, но президент избирается парламентом, при этом функции его ограничены. Парламент формирует правительство или дает согласие на его формирование. Правительство ответственно перед парламентом. В такой системе парламентское большинство выступает одной командой с правительством.
Это обеспечивается совмещением депутатских мандатов с министерскими должностями. Получается, что разработка и принятие законов зависит от команды законодателей и членов правительства в одном лице, что делает этот процесс функционально более слаженным. В парламентской республике действие принципа разделения властей менее четко, чем в президентской, но на функциональном уровне выполнения полномочий государственными органами, его действие проявляется в достаточной степени.
Третий тип государств с республиканской формой правления - смешанный. Власть президента в такой республике значительна. Она рассматривается как необходимая структура над системой распределения властных полномочий между ветвями власти, между которыми идеальный баланс нарушен. В такой конструкции властных отношений статус правовой президента определяется тем, что он является не только главой исполнительной ветви власти, но "обеспечивает своим арбитражем согласованное функционирование государственных органов, выступает гарантом осуществления конституции, национальной независимости и территориальной целостности"71. Типичным примером такой конструкции является современная Франция, в которой, согласно традиции, положенной ее создателем, президентом Де Голлем, парламентскому большинству предоставляется право формировать правительство, а большинство решений о проведении государственных мероприятий выносится на одобрение всенародного референдума. То есть практика взаимоотношений органов государственной власти функционирует с учетом принципа разделения властей.
В Республике Таджикистан опыт парламентаризма воплотил в себе уникальную возможность соединения апробированной в других государствах политической практики и собственных, закладываемых заново, традиций взаимоотношений властных структур и полномочий в системе государственного управления.
Уникальность эта обусловлена отчасти известными событиями постсоветского периода, включая период разрешения и преодоления последствий межтаджикского конфликта начала 90-х годов. В значительной степени уникальность эта связана с политическим курсом, избранным руководством страны на построение правового светского государства, когда оптимальной моделью развития является модель, адаптирующая передовой зарубежный опыт к особенностям собственного развития и текущей политической ситуации.
Особая роль парламента закреплена уже в 6 статье Конституции, где народ определен носителем суверенитета и единственным носителем государственной власти в стране, осуществление которой происходит непосредственно, а также через его представителей. Право выступать от имени всего народа Таджикистана принадлежит только Президенту и парламенту - Маджлиси Оли*. Конституционный закон Республики Таджикистан "О Маджлиси Оли Республики Таджикистан" от 19 апреля 2000 года еще более подчеркивает значение парламента как представительного органа. В нем говорится: "Право выступать от имени всего народа Таджикистана принадлежит только Президенту, Маджлиси милли и Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан на их совместном заседании".)
Согласно статье 9 Конституции Республики Таджикистан, "Государственная власть основывается на принципе ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную"72.
В соответствии со статьей 48 Конституции Республики Таджикистан, Маджлиси Оли - парламент республики - является высшим представительным и законодательным органом страны.
Нижняя палата парламента-Маджлиси намояндагон (Собрание представителей) - избирается на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании и действует согласно 35 статье Конституционного Зак