Вы здесь

Особенности становления и развития профессиональной культуры муниципальных служащих в современной России : социологический анализ

Автор: 
Парунина Любовь Дмитриевна
Тип работы: 
Кандидатская
Год: 
2010
Артикул:
272553
179 грн
Добавить в корзину

Содержимое

Оглавление
Введение.............................................................3
Глава 1. Теоретико-методологические основы социологического анализа профессиональной культуры муниципальных служащих
1.1. Профессиональная культура: сущность, уровни, функции..........13
1.2. Особенности муниципальной службы как вида профессиональной
деятельности........................................................37
Глава 2. Профессиональная культура муниципальных служащих: состояние и проблемы
2.1. Современное состояние профессиональной культуры муниципальных служащих............................................................65
2.2. Социокультурные противоречия процесса становления
профессиональной культуры российских муниципальных служащих 97
Заключение.........................................................124
Список литературы..................................................129
Приложение 1.......................................................154
Приложение 2.......................................................157
Приложение 3.......................................................159
Приложение 4.......................................................162
2
Введение
Актуальность темы исследования. В течение последних десятилетий в России происходят коренные преобразования' во всех сферах жизни общества, изменяются социальные, экономические и политические условия ее развития. В Конституции РФ записано: «Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления»1. Но построение демократического государства после долгих лет тоталитарного правления - это долгий путь, который требует формирования не только разных ветвей власти на государствен ном уровне, но и создания системы органов власти, непосредственно приближенных к населению, решающих его проблемы и защищающие интересы местного населения, выступающих посредником между властью государственной- и местным сообществом:
Создание в 90-е гг. XX в. такого уровня-властных органов поставило вопрос о круге полномочий, содержании и профессиональных требованиях к служащим, обеспечивающим их работу, то есть о формировании- особой профессиональной общности муниципальных служащих. Работа российской муниципальной службы в течение почти двух десятилетий свидетельствует о том, что ее- развитие сталкивается с рядом противоречий, требующих тщательного изучения для их предупреждения и разрешения. К числу таких противоречий относятся:
- потребность общества в эффективной деятельности муниципальной службы, ее дальнейшем развитии и. отсутствие четких представлений о различиях между служащими муниципальными и государственными;
- необходимость активного взаимодействия с местным населением для
*
оперативного решения проблем муниципального управления и закрытость
1 См. главу 1 статью 1 Конституции Российской Федерации: принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. - 1Л1Ь: http://vvww.consultant.ru/po-pular/cons/ [Электронный ресурс] (дата обращения: 12.07.2009)
предполагает обучение....Культура напрямую связана с идеями, которые существуют и передаются в символической форме (посредством языка)»1.
Несмотря на то, что ни одно определение не способно охватить все стороны, характеристики, качества, с которыми мы связываем значение феномена «культура», но это дает представление, насколько культура сложный и многогранный феномен. Социология рассматривает культуру на стыке представленных выше подходов, «социологию интересует культура и как целостность, и как особая качественная определенность совместной жизнедеятельности людей, которая обладает своей спецификой в каждом обществе и в каждый исторический период»2.
В отечественной социологии поиск сущности категории «культура» привел к появлению деятельностного подхода, не имеющого аналогов в западной науке3. Основой этого подхода является признание источником и неразрывной связи культуры с человеческой деятельностью. Всесторонняя взаимосвязь культуры и деятельности показана, в трудах отечественного социолога Л.Н. Когана. По мнению ученого, их взаимосвязь находится* в самой- сущности деятельности, которая, будучи специфической формой активного взаимоотношения человека и мира, всегда опосредуется культурой.. Ограничение деятельности человека, прежде всего, осуществляется через правовые, нравственные и религиозные нормы. Кроме того; культура стимулирует деятельность, побуждая не только к преобразованию окружающего мира, но и самосовершенствованию, самореализации самого человека. В результате социальной деятельности сама культура формируется и развивается, то есть выступает объектом человеческой деятельности. Также культура сохраняет опыт и результаты прошлой деятельности и позволяет их использовать в.настоящем и будущим. Мы можем констатировать, что культура во многом связана с деятельностью
1 Ионии Л.Г. Социология культуры: Путь в новое тысячелетие: Учебное пособие для студентов Вузов. - М. с. 2004, - С. 47
2 Вишневский Ю.Р. Социология /Ю.Р. Вишневский, В.Т. Шапко. - Екатеринбург, 2007. - С. 214.
3 Макарян Э.С. Проблема целостного исследования культуры в антропологии США // Этнология США и Канаде.-М., 1989. -С. 15-61
15
человека, но не тождественна и не определяется только ей. Л.Н. Коган определил, что культура является системой, выступающей мерой, способом и результатом формирования и реализации сущностных сил человека в ходе его социальной деятельности1.
Отметим, что культура как мера развития сущностных сил человека проявляется в способности культуры формировать и развивать потребности, способности, мировоззрение, навыки, умения, знания, социальные чувства как отдельных людей, так и всего общества, и оценивать их с позиции идеального состояния характерного для общества в конкретный период времени.
Культура социальна по своей сущности. Она проникает во все сферы и структуры нашего общества, в том числе и профессиональную деятельность. Профессиональная деятельность занимает большую часть жизни подавляющего большинства людей. В1 течение профессиональной деятельности человек усваивает и изменяет культуру во многом в зависимости от специфики своей профессии.
В трудах целого ряда ученых можно обнаружить интерес к взаимосвязи культуры и профессиональной деятельности. К их числу относятся идеи Э. Дюркгсйма, М. Вебера и Т. Парсонса. В' теории Э. Дюркгейма профессия создает культуру, а не наоборот . В этом понимании в каждой социальной общности формируется своя собственная культура, которая как создает различия между социальными институтами, так и является, основным источником солидарности.
М. Вебер рассматривал культуру как систему ценностей, идей, которые различаются по их роли в жизни и организации общества. Он методологическим путем установил, что некоторые профессии имеют огромное влияние на население, на процесс социализации личности, и для представителей ряда профессий должны быть разработаны специальные
1 Коган Л.Н. Теория культуры. - Екатеринбург, 1993. - С. 166.
7 Максимова Л.Н. Социологические интерпретации профессиональной культуры // Вопросы Культурологии. - 2008. - №5. - С. 48.
16