Вы здесь

Изобразительное искусство Монголии XX века в контексте влияния русской художественной школы

Автор: 
Чутчева Ксения Александровна
Тип работы: 
диссертация кандидата искусствоведения
Год: 
2006
Количество страниц: 
297
Артикул:
172307
179 грн
Добавить в корзину

Содержимое

г
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ......................................................3
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ МОНГОЛИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XX ВЕКА......................................19
1.1. Общая характеристика изобразительного искусства Монголии и динамика его развития на рубеже XIX - XX столетия в контексте историко-культурной ситуации..............................19
1.2. Изменения в художественной жизни Монголии в связи с возникновением Монгольской Народной Республики...........................37
1.3. Культурная политика СССР в сфере сотрудничества со странами социалистического содружества.............................57
ГЛАВА 2. ПРИОБЩЕНИЕ МОНГОЛЬСКИХ ХУДОЖНИКОВ К ТРАДИЦИЯМ ЕВРОПЕЙСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ШКОЛЫ ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ...................68
2.1. Роль художественных мастерских ведущих педагогов Петербургской Академии художеств в формировании изобразительного искусства Монголии второй половины XX века........................68
2.2. Вклад художников-педагогов Московского Художественного института им. В.И. Сурикова в становлении и развитии монгольского изобразительного искусства XX века......................89
2.3. Подготовка художественных кадров для Монголии на художественном факультете Всесоюзного государственного института кинематографии.........................................110
ГЛАВА 3. РЕАЛИСТИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО -ВАЖНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ МОНГОЛИИ XX ВЕКА............................................119
3.1. Основные виды и жанры изобразительного искусства, мотивы, образы, сюжеты в творчестве монгольских художников 50-70-х гг..119
3.2. Динамика стилей и направлений в художественной жизни Монголии в 80-90-е годы, вклад в развитие монгольского искусства, художников прошедших обучение в России............................132
3.3. Российско-монгольские культурные связи на примере Алтайского региона................................................137
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................141
СПИСОК ПРИНЯТЫХ СОКРАЩЕНИЙ..................................145
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ..............................146
СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ..........................................156
ИЛЛЮСТРАЦИИ.................................................165
ПРИЛОЖЕНИЯ................................................. 252
*
2
I
ВВЕДЕНИЕ
Общая характеристика и актуальность исследования.
Изучение взаимодействия художественных традиций Востока с европейскими актуально в контексте такого мощного современного явления, как глобализация. Реалистическая художественная школа, как и понятие «национальная художественная школа», в настоящее время подвергается переосмыслению и переоценке, что подтверждает актуальность данного исследования. Опыт приобщения монгольских художников к традициям европейского искусства через образовательную систему высших учебных заведений России заслуживает пристального и обстоятельного анализа. Творчество монгольских художников, получивших образование в России, достигло высокого художественного уровня, что позволяет делать обоснованные выводы о серьезных достижениях российской художественной школы. В искусстве XXI века обозначилась тенденция размывания такого важного понятия, как «художественность», связанная с неопределенностью эстетического идеала, внедрением компьютерных технологий в изобразительное искусство и другими факторами современности. Отметим, что параллельно отрицанию реалистического искусства в настоящее время развивается явление, получившее название неоакадемизм, опирающееся на ценности классического искусства, которые утверждает русская реалистическая школа. В современной культуре бытует искаженное представление о реалистическом искусстве, об искусстве соцреализма. Развенчание этих однозначных, поверхностных убеждений является одной из задач данной работы. Актуальность темы заключается и в отсутствии специальных работ, посвященных заявленной теме.
Степень разработанности проблемы.
Проблема влияния российской художественной школы на развитие монгольской живописи в XX веке в отечественной и зарубежной историографической науке ранее глубоко не разрабатывалась. Для
3
I'
прорисовал бытовые сцены, как правило, это были изображения городской столичной жизни. Он условно изобразил пейзаж, который представлял собой определенные условно намеченные особенности ландшафта. Жугдэр особое внимание уделял гористой местности, выписывая очертание холмов, тонкими линиями намечая растительность и деревья. Эти тенденции изображения ландшафтно-городской архитектуры будут развиты в последствии известным художником Марзаном Шаравом.
Имело свое место и значение в этот период народное живописное искусство, в котором наиболее ярко проявились демократические тенденции. Народная живопись представляла собой миниатюрные картинки—дзагал, на которых изображались духи земли, воды, стран света в образах людей. [142, Цултэм Н-О., С. 106]. (ил. 7 )Изображения эти были связаны с древними верованиями монголов, устоявшими под натиском
♦ ламаизма. Эти произведения не были связаны строгим каноном, как религиозные, поэтому в дошедших до наших дней произведениях народной живописи конца XIX — начала XX века, прослеживалась большая свобода в трактовке, смелость в передаче мимики, жестов, характерных особенностей
%
одежды, этнографические черты, что помогало преодолеть статичность и замкнутость. Художники давали свободу своей фантазии и поэтому в народных образах, несмотря на обобщенность и условность присутствовала
* динамика и жизненность. Небольшие по размерам, непосредственные, полные меткой наблюдательности, грации и художественной фантазии дзагал, часто объединялись в более сложные композиции, где кроме отдельных изображений того или иного духа, в верхней части картины рисовали небесные светила, в средней — людей, а внизу — деревья, животных и птиц.
Кроме дзагал, были распространены игральные карты — уйчур
6 рисованные от руки, где изображались 130 зверей и птиц. Изображение
требовало от художника, помимо богатой фантазии и таланта, знания натуры, верной передачи характерных черт, того или иного животного. Художники
¥
28
не придерживались каких-либо строгих правил, и в каждую картинку вкладывали собственное своеобразное решение темы. [142, Цултэм Н-О., 1984. С.107].
Большое влияние на становление реализма в живописи Монголии конца XIX — начала XX века оказали очень популярные живописные картины «Сансарын-хурдэ» ("Колесо жизни"), в которых изображались все ступени жизни человека. Основное место в этих композициях отводилось изображению повседневной деятельности человека. Для них характерны повествовательность, использование фольклорных и литературных сюжетов. В собрании московского Государственного музея искусств народов Востока хранится «Сансарыи-хурдэ», созданный на рубеже Х1Х-ХХ веков, который послужил прототипом работ М. Шарава. [127, СергееваТ.В., 1983. С.203].
Народное искусство оказало воздействие на развитие живописи последующих периодов. Такое влияние проявилось в повышенной роли орнамента, утрированной декоративности. Мастера монгольского искусства, опираясь на опыт прошлого, вырабатывали свои неповторимые творческие манеры и совершенствовали свои художественные приемы, добиваясь их высокой эстетической выразительности.
Развитие традиций народной живописи, стремление иконописцев уйти от канонической тематики и средствами плоскостного письма изобразить окружающий мир, прослеживается в творчестве монгольского художника Цаган Джамбы. В его творчестве ощущалась смелость и отход от установленных трафаретов. Картины Джамбы «Колесо жизни» и «Витязь Дутар», символически выражали отношение художника к извечной проблеме борьбы со злом. В его работах «Одолевший тигра», «Четверо дружных», «Восемь счастливых коней» (ил.8) и др. Сюжеты заимствованы из народных легенд и сказаний. [127, Сергеева Т.В., 1983. С.203] Изображения божеств представлены в более свободной трактовке и гармонично сочетались с фольклорными элементами. Особый интерес представляло произведение Джамбы, которое находится в Музее изобразительных искусств Монголии