Вы здесь

Принципи ефективного розвитку морського транспорту України

Автор: 
Вінніков Сергій Володимирович
Тип работы: 
Дис. канд. наук
Год: 
2004
Артикул:
0404U004613
129 грн
Добавить в корзину

Содержимое

РАЗДЕЛ 2
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭФФЕКТИВНОГО
ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МОРСКОГО ТРАНСПОРТНОГО
КОМПЛЕКСА
2.1. Теоретические аспекты принятия эффективных
экономических решений

В основе принятия экономических решений при формировании стратегии и выборе параметров развития национального морского транспорта рассматриваются основные экономические цели. При этом в качестве конечных целей развития морского транспорта устанавливается достижение или сохранение параметров устойчивости страны в мирохозяйственных связях. В этих условиях развития учет закономерностей формирования предпринимательских результатов отдельных предприятий обусловливает степень инвестиционной активности владельцев капитальных средств.
Внешними, в определенной степени, ограничениями программы развития являются доходные ставки, которые отражают в определенной степени состояние фрахтового рынка [89, 93, 97]. Они формируются по факторам, характеризующим, с одной стороны, потребности в перевозке отдельных групп грузов, а с другой, предложение провозной или пропускной способности, которые соответствуют конкурентным технологиям. В то же время закономерности формирования средних затрат [26, 67, 94], отражают принципы и параметры использования действующего потенциала и закономерности ценообразования на ресурсы.
Состояние национального морского транспортного комплекса [9] и его адекватность относительно условий рынка транспортных услуг [98, 101] характеризуется абсолютным и относительным уровнем развития. Абсолютный уровень развития отражает место СК или торгового порта в определенном секторе фрахтового или стивидорного рынка. Он характеризуется объемом выполняемой транспортной работы и темпами ее прироста по сравнению с параметрами предприятий-конкурентов. Уровень относительного развития характеризуется показателями эффективности использования производственного потенциала [100] и технико-экономическими коэффициентами.
Важнейшими принципами глобализации экономических отношений, которые в конечном счете обусловливают задачи, параметры и эффективность развития транспорта являются:
концентрация экономических ресурсов в регионах интенсивного промышленного и инновационного развития;
повышение роли фактора времени в реализации хозяйственных и инвестиционных процессов;
унификация цен и тарифов на принципах сбалансированного совокупного спроса и предложения;
бескомпромиссное взаимодействие и подчинение различных звеньев мирохозяйственных связей задачам экономического роста [14, 64, 108, 128].
Тем не менее важнейшими задачами для каждого государства ведущей проблемой остается обеспечение национальных экономических, социальных и оборонных интересов. Самостоятельной задачей, решение которой зависит от достаточности инвестиционных ресурсов, следует считать необходимость участия в реализации механизма устойчивости транспортного обслуживания внутренних и внешнеэкономических связей.
Система управления адекватным развитием [13] национального морского транспортного комплекса (рис. 2.1) ориентируется на учет основных факторов формирования конечных результатов. Главными из них в зависимости от состояния и задач развития обычно рассматриваются - стабильность функциональной деятельности, рациональная ресурсоемкость, максимальная предпринимательская эффективность. Уровень последней ограничивается не только технико-экономическими параметрами флота, но и состоянием фрахтового рынка.

Рис. 2.1. Принципы оптимизации результатов развития предприятий морского транспорта
На рисунке 2.1 представлена модель оптимизации конечных результатов национального морского транспортного комплекса. Важнейшим в развитии считается достижение соответствия системы критериям транспортной безопасности и экономической эффективности Концепция "затраты - результаты" [67, 84, 102, 139] проявляется в двух аспектах:
как усилия по реализации стратегии на базе оптимизации соотношения эффекта и ресурсов;
как гарантия возмещения проектных затрат на основе расчетной цены.
В основе первого подхода лежит принцип формирования и поддержки состояния совершенной конкуренции и ведущей роли грузовладельцев в системе эффективного функционирования рынка транспортных услуг.
Второй подход реализуется в системе централизованного управления и монопольного положения производителя. Такая ситуация сложилась в контейнерном судоходстве, где крупнейшие судовладельцы формируют как структуру тарифов, так и периодичность их пересмотра. Этим частично объясняется значительный рост стоимости транспортного комплекса, который постоянно расширяется за счет поглощения новых ранее независимых подразделений.
Реализация активной инвестиционной политики предприятиями морского транспорта в системе четко выраженных стратегических и текущих целей развития и обеспечивает при прочих равных условиях достаточную эффективность функциональной деятельности [103].
Интеграционные процессы становятся важнейшей закономерностью взаимодействия как производственных, так и транспортных систем. Однако формы их реализации отражают не только особенности производственного процесса, но и возможности инновационных процессов, особенно в организационном блоке управления результатами и ресурсами. В этом отношении на транспорте при достаточно высоком уровне конкуренции важнейшим становится достижение адекватности ТЭУ предприятий, работающих в условиях мультимодальных транспортных технологий [11, 107].
Высокоэффективный сектор мирового рынка транспортных услуг фактически закрыт для судоходных компаний стран с недостаточным уровнем управления инвестиционными проектами. Развитие его для флота Украины может быть связано с регулированием национальной грузовой базы [105].
Цели судовладельцев или торговых портов выражаются системой показателей, к