Ви є тут

Социальный контроль в условиях трансформации российского общества

Автор: 
Новиков Алексей Викторович
Тип роботи: 
Докторская
Рік: 
2000
Артикул:
1000259148
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
Стр,
ВВВЕДЕНИЕ................................................................3-28
ГЛАВА 1
Социальный контроль в системе властных отношений
государственной службы Российской Федерации.............................28-125
§ 1. Функциональные особенности, роль и место
социального контроля в системе государственной службы..................28-73
§ 2. Классификация и оптимизация деятельности контрольных
структур органов государственной власти.................................73-125
ГЛАВА II
Социальный контроль как форма демократизации
государства............................................................126-202
§ 1. Исторический опыт создания и функционирования контрольных органов в Российском государстве:
уроки и современность..................................................126-159
§ 2. Институты гражданского общества как инструменты
активизации социального контроля....................................... 159-202
ГЛАВА III
Технологии и управленческое обеспечение деятельности
контрольных органов....................................................203-256
§ 1. Регулирование процесса принятия управленческого
решения в органах государственной власти...............................203-222
§ 2. Технологии, формы и методы реализации управленческого
решения................................................................222-256
ГЛАВА IV
Усиление социального контроля в борьбе с коррупцией в государственном аппарате...............................................................257-358
§ 1. Контрольная деятельность органов власти и управления в борьбе с коррупцией: проблемы взаимодействия и координации......................257-300
§ 2. Социальная профессионализация кадрового состава как фактор повышения эффективности контрольной деятельности
государственных органов.............................. :..............300-358
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.............................................................358-374
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
.374-396
3
I. Общая характеристика работы
Актуальность исследования. Произошедшие за последнее десятилетие грандиозные перемены в жизни России привели не только к смене общественно-политического строя, не только к коренному изменению вектора развития общества, но и к формированию новых правовых институтов государства, новых механизмов взаимодействия государства и общества.
Современный этап развития государственности Российской Федерации характеризуется становлением органов власти, ориентированных на стратегическое управление обществом в условиях рынка и демократии. Практическая реализация этой задачи возможна лишь при активизации социального контроля. Социальный контроль представляет собой механизм саморегуляции общества и социальных групп, обеспечивающий их целенаправленное воздействие на поведение людей с целью укрепления порядка и стабильности.
По мнению автора исследования, настало время всерьез рассмотреть значение социального контроля для судеб российского государства в условиях его радикальной трансформации. Безусловно, это не означает, что социальный контроль претендует на роль «философского камня», решающего средства, позволяющего достичь успехов в реализации реформ, вместе с тем, недооценка роли и места социального контроля, как это происходит сейчас, является недопустимым с теоретической и практической точек зрения.
В последние годы реализации социально-экономических реформ, значение контроля в развитии и стабилизации общества недооценивается. Руководители органов государственной власти обращают внимание на важную роль контроля в жизни общества, но кардинальных мер по его совершенствованию не принимают. До сих пор отсутствуют специальные исследовательские подразделения и плановые исследования в области
38
И, во-вторых, возможности государства ограничены существованием неотъемлемых прав человека и гражданина, зафиксированных в виде соответствующих международно-правовых стандартов.
Нижняя граница государственно-властного вмешательства определяется возможностями саморегуляции определенных общественных отношений. Большинство таких отношений регулируется без вмешательства государства различными социальными нормами, в основном нормами морали. Если такое регулирование обеспечивает порядок в обществе, не наносит вреда интересам граждан, то, как правило, всякое государственно-властное вмешательство приносит только вред. Здесь, как в медицине, должен действовать принцип «не навреди».
Строительство демократического общества предполагает процесс сужения сферы государственной регламентации жизнедеятельности граждан, а не наоборот. Государство не должно регламентировать (контролировать) многие стороны частной жизни своих граждан.
В условиях демократизации общественной жизни, объективной потребности в развитии социального контроля должны быть созданы необходимые предпосылки для того, чтобы граждане активнее принимали участие в государственном и муниципальном управлении путем своего волеизъявления на референдумах, выборах Президента и глав органов государственного управления, опросах по важнейшим для жизни государства или административно-территориального образования проблемам, выдвижения своих предложений в органы управления по совершенствованию деятельности этих органов, борьбе с преступностью, защите своих прав и свобод и другим вопросам. К сожалению, активность граждан во многих регионах остается невысокой, что свидетельствует о низком авторитете власти, неверии общества в ее возможности.
В Конституции Российской Федерации в ст.7 записано: “Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное
39
развитие человека”1. Это означает, что социальный контроль необходим для решения задач улучшения благосостояния большинства населения Российской Федерации, утверждения веры людей в социальную справедливость.
Социологический подход к анализу контроля позволяет учитывать, что “фундаментальной константой демократического правового государства с республиканской формой правления, в котором власть исходит от народа и к нему же должна возвращаться, не может не быть контроля суверена (носитель суверенитета — народ) над органами, обладающими делегированными полномочиями но осуществлению функций государственной власти и местного самоуправления”.2
Таким образом, народовластие и общественный демократический контроль выступают в качестве цели и средства, причины и следствия и, тем самым, приобретают признаки конституционно-правовых установок и функций, оформляясь в программные, учредительные и институционные правоотношения в их системном единстве. Социальный контроль призван сыграть ключевую роль в борьбе со злоупотреблениями властью и незаконными действиями (бездействием) государственных органов и должностных лиц, причиняющих вред гражданам.3
Однако не следует противопоставлять общественный (гражданский) и государственный контроль. Они в современных условиях не могут существовать друг без друга, ибо это - две стороны одной медали. Они взаимодополняют друг на друга на основе принципа дополнительности.
Социологический подход к изучаемой проблеме дает автору диссертации возможность не только получить достаточно полное представление о контроле как общесоциальном явлении, но и выявить особенности его осуществления в различных (специальных) субъектах контрольной деятельности. Ведь процесс управления в своем
1 См.: Конституция Российской Федерации. - М., 1996. С.6.
2 См.: Проблемы повышения эффективности государственной власти и управления в современной России. Выи.З. - Ростов-на-Дону, 1998. С. 146. . .
3 См.: Там же.