Ви є тут

Избирательное право субъектов Российской Федерации : Конституционно-правовое исследование

Автор: 
Сергеев Дмитрий Борисович
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2003
Артикул:
273837
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
Оглавление
Введение..................................................................4
Глава 1. Понятие и предмет избирательного права субъектов Российской Федерации................................................................14
1.1 Избирательное право субъектов Российской Федерации в российской правовой системе...................................................14
1.1.1 Избирательное право субъектов Российской Федерации как подотрасль (институт) российского избирательного права 14
1.1.2 Избирательное право субъекта Российской Федерации как подотрасль (институт) права субъекта Российской Федерации 32
1.2 Предмет избирательного права субъектов Российской Федерации. 57
1.3 Источники избирательного права субъектов Российской Федерации
...................................................................93
Глава 2. Соотношение избирательного права субъектов Российской Федерации с международными избирательными стандартами и федеральным законодательством о выборах.................................104
2.1 Стандарты международного права, правовые позиции Конституционного Суда РФ, федеральное законодательство о выборах и избирательное право субъектов Российской Федерации.............104
2.1.1 Избирательное право субъектов Российской Федерации и международно-правовые избирательные стандарты................104
2.1.2 Избирательное право субъектов Российской Федерации и правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации .............................................................115
2.1.3 Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и избирательное право субъектов Российской Федерации....................................................123
3
2.2 Противоречия между федеральным избирательным законодательством и избирательным правом субъектов Российской Федерации.......................................................143
Глава 3. Пределы самостоятельности субъектов Российской Федерации в регулировании избирательных отношений.................................178
3.1 Выбор субъектом Российской Федерации избирательной системы и соответствие избирательного права субъектов Российской Федерации федеральному законодательству.............................178
3.2 Проблемы установления дополнительных гарантий избирательных прав граждан в законодательстве о выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления..................................................200
Заключение...........................................................208
Библиографический список использованных источников....................212
I. Международные правовые акты..................................212
II. Нормативные правовые акты. Договоры.........................212
III. Судебная практика..........................................223
IV. Прочие правовые акты, проекты правовых актов................230
V. Исследовательская литература................................231
VI. Периодические издания. Материалы из сборников и Интернета. Переписка.................................................235
VII. Диссертации, авторефераты диссертаций......................244
VIII. Учебная и справочная литература...........................247
Приложение...........................................................251
Предмет избирательного права субъектов Российской Федерации 251
права и свободы человека и гражданина, раскрывающие естественное состояние свободы и получающие высшую юридическую защиту»32), а с конкретными правами и обязанностями граждан, вытекающими из норм избирательного права. Это, разумеется, не отрицает связи между данными правами и обязанностями и конституционными правами и обязанностями, но если не различать ответственности за нарушение конституционных прав и за нарушение конкретных прав и свобод, то разрушается граница между конституционно-правовой ответственностью и ответственностью по другим отраслям права.
Представляется, что конституционно-правовая ответственность должна наступать только за нарушение основных прав и свобод граждан, только тогда, когда невозможно применение средств защиты, предусмотренных другими отраслями права, или за нарушение органами государственной власти или должностными лицами других конституционно-правовых норм, но не за нарушение прочими субъектами права норм избирательного права. Следовательно, конституционно-правовая ответственность может наступить, если, например, Конституционный Суд Российской Федерации признает не соответствующим Конституции Российской Федерации закон, ограничивающий избирательные права граждан. Примером этого может быть Постановление Конституционного Суда РФ от 23 марта 2000 г., в котором были признаны не соответствующими статьям 3 (части 2 и 3), 19 (часть 2) и 32 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации некоторые нормы Закона Оренбургской области от 18 сентября 1997 г. «О выборах депутатов Законодательного Собрания Оренбургской области» (в ред. от 11 ноября 1997 г.) и Закона Оренбургской области от 18 сентября 1997 г. «Об утверждении схемы избирательных округов для проведения выборов депутатов Законодательного Собрания Оренбургской области», поскольку, допуская проведение выборов депутатов Законодательного Собрания
тельной комиссии РФ от 6 октября 2000 года № 111/1170-3 // Вестник Центральной избирательной комиссии РФ. 2000. № 21. С. 47-90.
32 Баглай М.В. Указ. соч. С. 157.
Оренбургской области одновременно в одно- и многомандатных округах, эти Законы Оренбургской области не обеспечивают наделение каждого из избирателей одинаковым числом голосов и их участие в выборах на равных основаниях33.
После выделения российского избирательного права из конституционного права Российской Федерации и, следовательно, ответственности по избирательному праву - из конституционно-правовой ответственности нарушение конкретного права гражданина на участие в выборах либо неисполнение обязанности предусмотренной нормой избирательного права должно повлечь за собой применение мер не конституционно-правовой ответственности, а ответственности по избирательному праву либо уголовноправовой или административно-правовой ответственности в зависимости от конкретной ситуации, что придаст институту конституционно-правовой ответственности большую стройность и логическую завершенность'4.
Следует также отметить, что если исходить из другой концепции конституционно-правовой ответственности, то ответственность по избирательному праву вообще не может быть частью конституционно-правовой ответственности, поскольку ее несут должностные лица и государственные органы35 - ведь субъектами ответственности по избирательному праву могут быть лица, не подпадающие под эти категории (например, кандидаты в депутаты). Некоторые ученые, отделяя ответственность по избирательному праву от конституционной ответственности, идут до конца, выделяя избирательный процесс в самостоятельную отрасль права36. В юридической науке также встречаются мнения, что
'3 Собрание законодательства РФ. 2000. № 13. Ст. 1429.
См.: Сергеев Д Б. К вопросу о месте российского избирательного права в системе права Российской Федерации И Актуальные проблемы государства и права. Материалы научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. Владивосток, 2002. С. 63.
Баглаи М.В. Указ. соч. С. 32.
Авдеенкова М.П., Дмитриев Ю.А. Конституционно-правовая ответственность в России // Право и жизнь, № 45. Сайт журнала «Право и жизнь», ЬПр:/Мг>*члл1а\ч-п-
life.ni/arch/N_avdmitr.zip (1 февр. 2003 г.).