СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ..........................................................3
ГЛАВА 1. Сексуальное насилие как объект
социологического исследования..........................11
§ 1. Преступное поведение как продукт социального
взаимодействия................................................11
§2. Социальные и социально-психологические основания
мотивации противоправного поведения...........................47
ГЛАВА 2. Социальный портрет подростка-правонарушителя...........94
§ 1. Методология исследования несовершеннолетних
преступников..................................................94
§2. Социальная типология подростковой преступности..............113
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................127
ЛИТЕРАТУРА.....................................................132
ПРИЛОЖЕНИЕ
145
3
ВВЕДЕНИЕ
Приоритетной задачей современной социологической науки является поиск социальных детерминант важнейших общественных явлений, определение комплекса факторов социальной напряженнности и дезорганизации. Один из них - катастрофический рост молодежной преступности. Пик противоправного поведения приходится на подростковый возраст. При этом наиболее криминогенной г| унпой являются подростки 15-17 лет. Преступность несовершеннолетних как наиболее криминогенной группы молодежи вызывает опасение общественности не только в нашей стране, но и во всем мире. Так. по данным ООН, до 30% всех молодых людей принимают участие в противоправных действиях, а 5 % совершают серьезные правонарушения. Статистика свидетельствует: растет удельный вес насильственных групповых преступлений несовершеннолетних и преступлений, совершаемых с особой жестокостью. В настоящее время каждое пятое преступление несовершеннолетних является насильственным, более половины преступлений несовершеннолетних совершается в группах.
Изнасилование, являя собой наиболее яркий пример девиации, относится к категории наиболее тяжких и социально опасных преступлений, часто совершаемых подростками как в нашей стране, так и большинстве зарубежных государств. Рост числа изнасилований в последние годы наблюдается во многих странах. К примеру , в ФРГ совершается ежегодно 100 тысяч изнасилований. В США жертвами этого преступления становятся 35 женщин из 100 тысяч, в Турции - 14, в Японии - 12. Однако официальная статистика не отражает реальной каргины, поскольку данный вид преступления является одним из самых латентных. Соотношение выявленных и невыделенных случаев насилия по разным данным составляет 1:3-4 до 1:50 и даже 1:100.
14
в некий безвольный автомат с подавленными рациональными начатами, присущими отдельной человеческой личности. В толпе человек как бы теряет личностные свойства и индивидуальные черты , что и обусловливает превращение человека в иррациональное существо, стремящееся к немедленной , некритической реализации внушенных ему идей1.
Согласно Дж.Г.Миду человеческое существование - это всегда бытие с другими в котором присутствуют взаимная поддержка, участие, солидарность, общительность2. При этом субъект - субъектные отношения, образующие социальную реальность, являются определяющими по сравнению с субъект-объекты ми. Социальная реатьность, социальный мир - это никогда не прекращающееся взаимодействие людей, в котором возможно разрешение любых проблем и противоречий. В конечном итоге и мир в целом является социальным продуктом, который формируется в процессе социального взаимодействия людей. Оно реализуется в различных формах социальной коммуникации. Кроме того, согласно Дж.Г.Миду, само возникновение сознания у человека обязано феномену групповой жизни. При этом центральным моментом взаимодействия является фигура ‘обобщенного” другого, позиции которого постигаются индивидом. Эти позиции соотносятся с собственными позициями и установками. Согласно Миду именно взаимодействие определяет поведение своих участников. Ролевая структура субъекта взаимодействия определяется не индивидуальными запросами, желаниями и особенностями, а в первую очередь зависит от условий самого взаимодействия. Таким образом, взаимодействие (коммуникация) является первичным и независимым от субъекта явлением. Более того, субъекты - участники коммуникации выводятся по Миду из процесса коммуникации. Согласно этой концепции, во взаимодействии люди, подобно актерам, лишь играют роли, определенные спецификой социальной ситуации взаимодействия.
1 Лебон Г. Психология народов и масс Спб , 1896.
2 M‘.ad G.H. Mind, Self and Society: From the standpoint of a Social tchaviorist ( C.W.Morris, Ed): Chicado University Press, 1934).
15
Субъект является вторичным по отношению к взаимодействию, “социальному процессу.
Символический интеракционизм Э.Гоффмана рассматривает субъектов взаимодействия как определяющих характер действия своих участников: “Каковы они (присутствующие другие), таковыми и будут наши действия, социально обусловленные в узком смысле этого слова”1. Вступая в социальное взаимодействие, субъект берет на себя обязанность создать необходимые условия для того, чтобы это взаимодействие было возможно и незатруднено. Особое значение этот момент приобретает для членов одной группы, поскольку они нуждаются в сохранении внутригрупповой солидарности. Участие во взаимодействии предусматривает соблюдение определенных правил. Возможны ситуации, когда следование им вступает в противоречие с внутренними установками субъекта. Однако для акта взаимодействия, согласно Гоффману, гораздо важнее создать у других впечатление следования правилам игры, нежели анализировать моральность способов их реализации. Другими словами, у частвуя во взаимодействии с другими, субъект должен научиться жить в соответствии с внешней моралью.
Таким образом, представители интеракционистского направления видят во взаимодействии обобщающую систему, являющую собой всю совокупность регуляторов человеческого поведения. На наш взгляд, такое объяснение является чрезмерной экстраполяцией, поскольку отрицает возможность проявления свободной воли индивида.
Теоретики социального действия рассматривают взаимодействие детерминирующим фактором объяснения как личности, так и общества. Авторы коллективного труда “На пути к общей теории действия” Парсонс, Шилз, Олпорт, Мюррей, Сирс, Толмэн, Стауффер в своей работе писали: “Во взаимодействии мы находим тот основной процесс, который в его различных конкретных формах реализации и приспособления составляет существо того,
1 Hoffman Е. American Sociological Review (ASR). Vol. 48 (1983, Feibr.) № 1. V.: 2. P. 102.
- Київ+380960830922