СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ВВЕДЕНИЕ...........................................г.... 3
Глава I. СОДЕРЖАНИЕ И ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНОГО
УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНОМ............................... 11
§ 1. Социальное и государственное управление в новых
условиях....................................... 13
§ 2. Социальные технологии и их роль в региональном
управлении...................................... 36
Глава II. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ В
ДЕПРЕССИВНОМ РЕГИОНЕ............................ 59
§ I. Разработка и внедрение программ развития
угледобывающего региона......................... 62
§ 2. Социальная защита шахтеров: специфика и пути
реализации.......................................88
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.............................................. 117
ЛИТЕРАТУРА..............................................124
3
ВВЕДЕНИЕ
Проводимые в России уже на протяжении десяти лет реформы существенно изменили сложившуюся в стране политическую и социально-экономическую систему. В стране реформируются власть и собственность, радикально изменились все общественные отношения и социальные институты, произошел болезненный процесс пересмотра ценностных ориентаций, многих норм морали.
Переход от планово-организационной экономики к рыночной следует рассматривать как сложный, длительный и противоречивый по сути своей социально-экономический процесс, который требует качественных изменений в производительных силах, производственных отношениях, а также формирования новых форм собственности и новых структур управления и хозяйствования. В последние годы была разрушена централизованная система планирования и управления экономикой, стали стихийно развиваться многие социальные процессы, что приводит к нарастанию политических и социально-экономических проблем на региональном уровне.
Происходит резкое снижение уровня управляемости в регионах, падает престиж государственных органов, нарастает конфронтация с центром, усиливается социально-политическая и экономическая напряженность, нередко уже сама центральная власть, на данном этапе определяемая как демократическая, рассматривается как причина кризисных процессов. Такая ситуация представляет собой опасность для целостности России и требует адекватных, регулирующих мер.
В Российской государственной практике продолжают усиливаться противоречия между федеральными и региональными органами управления. Возросло количество социально-экономических и национальных конфликтов, требующих своевременного разрешения, использования новейших форм
13
ния рыночной экономики не имеют ничего общего с амплитудой взмаха рук”1.
Поскольку проблемы управления в нынешних российских условиях носят глубинный и всеохватывающий характер, постольку рассмотрение современных тенденций развития социального управления в России, в том числе прогнозы и рекомендации по использованию социальных технологий на уровне региона, нам представляется методологически целесообразным предварить социально-философским анализом данной проблемы. Такой анализ необходим и для выяснения рамок стихийности и сознательности в системе социального управления и для определения диалектической взаимообусловленности понятий “управление в обществе”, “Социальное управление” и “государственное управление”.
§ 1. Социальное и государственное управление в новых
условиях
Общество как социальная система для сохранения своей целостности нуждается в организующей, регулирующей и координирующей деятельности, без чего его функционирование было бы невозможным. Деятельности людей в любой сфере общественной жизни необходима согласованность, которую устанавливает управление. В широком смысле слова управление есть, прежде всего, процесс воздействия одного предмета на другой. А социальное управление - это сознательное, целенаправленное воздействие на деятельность людей, которое осуществляют социальные институты с целью приведения ее в соответствие с социально-экономической природой данного обще-
1 Солодков Г.П. Единство и взаимообусловленность экономического и политического в структуре общества // Власть и управление. Сб. тезисов докладов
14
ства, то есть в соответствие с объективной закономерностью исторического процесса, что выражает внутреннюю логику и направление развития социальных отношений, взаимодействия социальных групп и общностей.
Понятие “управление в обществе'’ значительно шире понятия “социальное управление”, поскольку включает в себя механизмы управления, основанные на большом спектре объективных законов. Общество, как часть природы, в своем развитии подчиняется действию объективных законов. Но специфическую особенность его, как высшей формы развития природы, составляет производство материальных благ. Поэтому-то, хотя в обществе и действуют законы всех других форм материального мира, но определяется оно действием особых, социальных закономерностей. Жизнь общества идет с той же объективной необходимостью, что и природы но с той, однако, разницей и с тем отличием, что необходимость эта социального происхождения.
Рассмотрение социальных явлений под углом зрения роли и значения материального производства позволяет понять природу объективных законов общества и сущности социального управления. Законы общества имеют объективный характер не только в силу того, что они выражают общий результат, равнодействующую большого числа перекрещивающихся действий (этим определяется стихийная форма их проявления), а, прежде всего, потому, что люди в процессе своей деятельности исходят из определенных материальных предпосылок и оснований. Объективные законы истории возникают и функционируют как связь определенных социальных условий и практической деятельности масс. Именно общественно-производственная практика - причина возникновения и носитель закономерных связей, груд, овеществленный в орудиях и средствах, технологиях и организации производства, и
и сообщений Всероссийской научно-практической конференции. Вып. 1. Ростов н/Д., 1997. С. 17-18.
- Київ+380960830922