ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
Глава I
КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ
КАК ЯВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ Г.1. Жизненный мир личности как социально-культурная реальность.
1.2.Сущность, содержание и понятие культуры личности.
1.3.Внешние и внутренние детерминанты процесса взаимосвязи культуры и деятельности личности на рынке труда.
Глава П
СОЦИАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ - УСЛОВИЕ МОБИЛЬНОСТИ ЛИЧНОСТИ НА РЫНКЕ ТРУДА ПЛ. Упорядоченность социальной реальности - основа формирования рынка труда и культуры личности.
П.2.Эмерджентные свойства социальной реальности - регуляторы притязаний личности на рынке труда
П.3.Механизм взаимодействия социальной реальности и культуры личности на рынке труда Глава Ш
ЧЕЛОВЕК НА РЫНКЕ ТРУДА Ш.1. Факторы мобильности личности на рынке труда
Ш.2. Мобильность индивида на рынке труда России.
Ш.З. Особенности мобильности индивидов на рынке труда Западно-Сибирского региона. Заключение Литература
20-85
20-33
33-56
56-85
85-167
85-121
121-134
134-167
167-266
167-202
202-240
240-266
266
273
2
ВВЕДЕНИЕ
Исследование соотношения культуры личности и рынка труда как основы мобильности человека в любом обществе является важной социальной проблемой. Под воздействием многих технологических, организационно-управленческих, информационно-технических факторов социальной реальности место и роль человека на рынке труда существенно изменились. Увеличилась индивидуальная сзобода выбора и одновременно повысилась личная ответственность индивида за собственное благополучие. Значительно возросли и требования общества к человеку в вопросах формирования его культуры, компетентности, мастерства. Не секрет, что профессионально подготовленным и интеллектуально развитым людям легче одержать победу в конкурентной борьбе за рабочие места.
При выборе темы, определении целей и задач исследования мы исходили из общественной потребности обеспечения взаимосвязи рынка труда общества с духовным развитием его членов. Последние годы, в частности, в России отмечены резким снижением эффективности использования трудового потенциала. Задачи структурной перестройки социально-экономического развития страны требуют повышения производительности труда, конкурентноспособности отечественной продукции и более эффективного распоряжения трудовым потенциалом общества б целом.
3 настоящий момент наблюдаются огромные диспропорции на рынке профессий. Количество обучаемых по той или иной специальности не соответствует потребностям предприятий и организаций, функционирующих в том или ином регионе страны. В результате имеют место серьезные сложности с трудоустройством населения. На научно-практической конференции "Работник на формирующемся российском рынке труда" (Москва, 1997, октябрь) отмечалось, что в настоящий момент до 50% выпускников Вузов и до 86% выпускников средних специальных учебных заведений меняют свою профессию сразу же по окончании учебного заведения. Опрос, проведенный среди студенческой молодежи, показал, что лишь 15-20% готовы работать по той специальности, которой они обучаются (Человек и труд, 1997, № 12, с. 45) .
У России суровая судьба, особое геополитическое положение, продуваемые ледяными ветрами пространства, евразийские реальности, - со всем этим приходится считаться. Одну истину нам надо усвоить: Природой и Судьбой нам дана самая трудная и суровая часть планеты. Это наша ниша, и другой страны у нас не будет. Жизненно важно, чтобы народ усвоил эту истину, осознал, что только в обустройстве этой ниши и организации в ней
3
сочетаются в таком устройстве миропорядка, при котором возникает органическая социально-природная система, универсум бытия. Следовательно, жизненный мир человека представляет собой особую сеть явлений, увязанных друг с другом отношениями целесообразности.
4. Вместе с тем мир человека имеет такую определенность, которая обеспечивает возможность сознательной, произвольной и свободной ориентации в нем. Она состоит в том, что мир есть смысловая сеть явлений. Категория «социальной реальности» применительно к явлениям человеческого мира не ограничивается представлениями о материальности. В этом мире опосредованных людьми связей реально то, что способствует общению людей, имеет человеческий смысл, и оно тем более реально, чем значительнее этот смысл.
Какой либо человеческий тип, созданный искусством, порой бывает более реален и несомненен, чем множество живых людей. Степень реальности, величие и вечность такого образа
объясняется тем, что в мире человеческих отношений и ценностей он более значим, вырастает до носителя смысла бытия, тогда как многие реальные люди просто есть или были. Следовательно, явления человеческого мира- не простые фрагменты очеловеченной природы, а в первую очередь система смысложизненных
реальностей. Явления мира существуют как элементы и моменты человеческой жизни, и этот практически жизненный контекст их рассмотрения не может быть ни на миг упущен при их
теоретическом анализе.
Понятие «смысл» многозначно, однако всегда рассматривается в контексте изучения ситуации понимания, когда стоит вопрос об условиях заданности и восприятия (понимания субъектом тех или иных содержаний - языковых, предметных, культурных и т.д.). Так как понятие «смысл» употребляется в контексте специфических отношений общения, оно чаще всего анализируется в связи понятий «знак - значение - смысл». Закодированные в знаках значения являются важнейшими содержательными единицами человеческого сознания, поскольку «в значениях представлена преобразованная и свернутая в материи языка идеальная форма существования предметного мира, его свойств, связей и отношений, раскрытых совокупной общественной практикой» (72, с. 141) . Что же касается смысла, то он представляет собой модификацию содержания значения з индивидуальном акте осознания и понимания значения. Смысл возникает на стыке значения с индивидуальным опытом человека, поэтому значение всегда общественно, смысл - индивидуален.
В категориальном плане «смысл» употребляется в значении человеческой осмысленности как мира в целом, так и его
25
отдельных элементов и взаимосвязей. Смысл есть та мера освоенности реальности мира, которая обеспечивает их бытие для человека, их посюсторонность со стороны же индизида как субъекта, смысл есть то содержание явлений мира, которое в рамках отношений миропорядка служит оснозой разумного, целесообразного поведения и деятельности. Таким образом, смысл представляет собой предметно-объективированную форму бытия того, что в форме человеческой деятельности выступает как разумность.
Мир и его реальности осмысленны, поскольку они разумны и обеспечивают з сообществе людей основу их адекватного поведения и скоординированной деятельности. Реальности, лишенные смысла или утратившие его выпадают из сети явлений мира, из разумности миропорядка и прекращают свое актуальное бытие в нем.
Смысл - не тождествен объективному содержанию вещей, их качествам, свойствам, законам, однако, их бытие в качестве явлений человеческого мира находится в прямой зависимости от наличия и обретения в них смысла. Смысл вещей не извлекается из них самих, но он и не присваивается им (подобно именам) по прихоти человека: смысл вещей объективно положен всем ходом
общественно-исторической практики, организующей порядок сосуществования и взаимоотношений вещей как элементов и форм жизнедеятельности и развития «рода человека». Общественный человек, общество есть единственный носитель и обладатель всего смыслового богатства мира, в котором воплощается и протекает человеческая жизнь.
5. Если обобщенно взглянуть на картину челозеческого мира в совокупности его основных системообразующих свойств и определенностей, то, будучи взятым и рассмотренным в контексте исторического развития, где все происходящие предметные изменения коррелируют со сменой человеческих поколений и преемственным развитием индивидуальных способностей людей, этот мир представляет собой реальность, именуемую культурой.
Б самом широком философско-мировоззренческом смысле культура выражает особую, смысловую направленность всей системы «челсвек-мир», в сторону кумулятивного наращизания духовнопрактических способностей и потенций человеческого рода и их воплощения в предметных формах и формах индивидуального развития людей. Вместе с тем возвышенность поставленных индивидом целей отнюдь не гарантирует получение культурных результатов и продуктов. Суть состоит в том, что культурный смысл продуктов деятельности создается не по одному лишь намерению, в акте их творчестза, а возникает при включении, вписывании их в общую сеть явлений человеческого мира. Люди вначале творят свою жизнь, ее материальные и духовные условия и
26
- Київ+380960830922