Ви є тут

Архитектура Узбекистана XVIII-нач. XX вв. : Традиции и локальные особенности

Автор: 
Азимов Искандар Мухтарович
Тип роботи: 
Докторская
Рік: 
1999
Артикул:
1000259985
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ................................................. 3
ГЛАВА I. КЛАССИФИКАЦИЯ АРХИТЕКТУРНОГО НАСЛЕДИЯ:
1. Гражданские постройки:..................... 15
A) жилые дома............................ 15
Б) дворцы ............................... 33
B) караван-сараи......................... 46
Г) бани.................................. 58
2. Культовое зодчество: ...................... 71
A) мечети................................ 71
Б) минареты........... .-л.:............ 114
... ,• •
B) медресе............................. 131
Г) мемориалы ........................... 160
ГЛАВА II. АРХИТЕКТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ШКОЛЫ И ИХ СВОЕОБРАЗИЕ:
A) бухарская............................ 185
Б) кашкадарьинская...................... 193
B) самаркандская........................ 198
Г) ташкентская.......................... 204
Д) ферганская........................... 210
Е) хорезмская .......................... 229
ЗАКЛЮЧЕНИЕ: ВЫВОДЫ ..................'...................241
БИБЛИОГРАФИЯ ............................................258
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ ...................................... 276
СЛОВАРЬ ЦИТИРУЕМЫХ ТЕРМИНОВ ............................ 277
ИЛЛЮСТРАЦИИ ............................................ 281
3
Введение. На территории Узбекистана находятся древние исторические и культурные центры мировой цивилизации. В их числе Самарканд, Хива, Бухара, Шахрисабз и др. Именно в них сохранились тысячи памятников архитектуры различных эпох. В них материально воплощены многовековый опыт, талант и мастерство средневековых зодчих.
Сохранившиеся до наших дней памятники являются подлинными произведениями искусства, которые вошли в сокровищницу мировой культуры. Их уж много лет изучают историки, археологи, архитекторы, искусствоведы, этнографы, востоковеды и другие специалисты.
Актуальность. Постройки средневекового периода наиболее многочислены и малоизучены. Информация о них фрагментарна, разрознена и охватывает лишь малую долю сохранившихся памятников. До сих пор нет обобщающего труда о строительной культуре Узбекистана XVIII - нач. XX вв. Физическое старение памятников, воздействие на них природно-климатических влияний, сейсмические нагрузки, реконструкция исторически сложившихся городов Узбекистана и интенсивная современная их застройка, нередко приводящие к утрате памятников, определили актуальность темы диссертации.
К примеру, в Ташкенте при пробивке новой магистрали практически снесена средневековая улица Фараби с множеством жилых домов кон. XIX -нач. XX вв.. Их след остался лишь в публикации В.Н. Манаковой (45) и в архиве ГлавНПУ Министерства по делам культуры Республики Узбекистан (196, 198, 203 и др.).
В Хиве, на территории заповедника в Дишан-кале в 80-е годы XX в. построили музей Ал-Хорезми и двухэтажную гостиницу с огромными круглыми проемами балконов на два этажа. Между ними затерялись и городские ворота -Кош-дарваза, утратившие свою роль. В результате вместе с памятниками жилой архитектуры полностью снесена для стройплощадки Крымская улица. Музей и
33
Над воротами построены козырек и ряд стрельчатых зубцов с резными орнаментами. Это единственный декоративный элемент фасадов. Стволы башен гладкие, стены глухие. Интерьеры и дворовые фасады отделаны глиносаманной штукатуркой. Такова архитектура загородной усадьбы в Хазараспе.
Б) Дворцы
Известно, что в Бухаре в свое время было несколько дворцовых построек. Одна группа сооружений находилась на территории Арка.
Цитадель площадью около 4 гектаров по сей день находится в северо-западной части современного города. В плане она имеет форму неправильного многоугольника. Арк представляет собой плоскую возвышенность с крутыми склонами, по периметру которой возведены стены с цилиндрическими башнями. Их высота от уровня площади Регистан колеблется от 16 до 20 м. Здесь были построены дворец правителя, помещения визирей, казнохранилище, гаремы, монетный двор и еще множество жилых и парадных, вспомогательных и хозяйственных сооружений. Они упоминаются еще в переведенных трудах Наршахи (59, с.28-31). Большая часть построек в Арке утрачена. Однако они запечатлены на генеральных планах, опубликованных в трудах М.С. Андреева и
О.Д. Чехович. (11, с. 143).
Думается, что из сохранившихся фрагментов дворца - главной резиденции бухарских правителей архитектурно-художественную ценность представляет тронный зал. По письменным сведениям эта часть дворца была возведена в период правления эмира Субханкули-хана (1680-1702 гг.) - (66, 11). Здесь оригинально решение пространства. Двор имеет золотую пропорцию. С трех сторон были построены айваны, перекрытые плоскими балочными конструкциями на деревянных резных колоннах. Под ними находится суфа -возвышение для восседания свиты эмира. На продольной оси парадного двора, вытянутого с запада на восток, находятся вход и в глубине - трон. Здесь же происходили и коронации правителей.
34
Южнее парадной части смежно находился и другой двор, который был обстроен анфиладой помещений, предназначенных лично для эмиров. Но от них сохранились лишь фрагменты.
Другой дворец эмира находился на территории шахристана Бухары. Он упоминается в труде O.A. Сухаревой (86, с. 190). На границе кварталов Гаукушон и Оби равон был построен большой эмирский дом. Эти кварталы сформировались еще в XVI в. В книге В.А. Лаврова даны план и разрез дворца Гаукушон без архитектурно-художественной характеристики этой постройки (44, с. 131). Лишь отмечается, что планировка дворцовых сооружений той поры идентична бухарским жилым домам и отличается от последних превосходством общей площади и по количеству комнат.
Однако вышеназванные дворцы находятся за хронологическими границами нашего исследования, поэтому мы акцентируем внимание на сохранившихся эмирских дворцах XIX - нач. XX вв.
Один из лучших дворцов Бухары Ситора-и-Мохи хосса находится в четырех километрах к северу от города. В конце XIX века эмир Ахатхан направил лучших народных мастеров в Санкт-Петербург и Ялту, чтобы те ознакомились со строительной культурой русских зодчих (72, с.96). Позже под руководством усто Ходжи Хофиза бухарские мастера осуществили
строительство дворца.
Загородная резиденция находится на хорошо озелененной и обводненной территории. Вьезд выделяют арочные ворота с двумя небольшими помещениями для стражи. Их украшает грубый мозаичный декор. В павильонах дворца воплощены черты европейской архитектуры и богатых бухарских домов.
Рядом с nociройками прежних лет при эмире Саид Алимхане уже в начале XX в. возвели еще несколько новых одно- и двухэтажных корпусов. Здесь двор с галереей и помещениями для придворных мастеров, перед бассейном жилой корпус и шийпанг, столовая, парадная часть с белым залом и залом частных