ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ............................................................3
ГЛАВА I. ОСОБЕННОСТИ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА, КАК
ЭТНОСА И КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОГО ТИПА......................8
1.1. Теоретико - методологические проблемы данного
этносоциологического исследования..............................8
1.2. Природные и хозяйственные особенности жизнедеятельности
малочисленных народов Севера................................ 24
1.3. Социально-демографическая характеристика малочисленных народов
Ямало-Ненецкого автономного округа............................34
1.4. Духовная культура, традиции и бьгг............................55
ГЛАВА II. ПРОМЫШЛЕННОЕ ОСВОЕНИЕ СЕВЕРА И СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ:
ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОХРАНЕНИЯ................................78
2.1. Современная экономическая и экологическая ситуация в регионе
и пути сохранения традиционных форм
хозяйствования коренного населения............................78
2.2. Социальные проблемы трудозанятости коренного населения
Ямало-Ненецкого автономного округа...........................100
2.3. Сохранение и развитие этнокультуры
северных малочисленных народов...............................121
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.........................................130
I. Стратегические............................................... 130
II. Частные и тактические.........................................131
ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................................................137
БИБЛИОГРАФИЯ
140
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Проблемы социокультурною этническою развития народов Севера являются весьма актуальными. Эги народы, испытав определенное влияние современной цивилизации, сохранили многие традиционные черты хозяйствования, культуры, образа жизни. В регионе проживания народов Севера идет синтез новейших достижений культуры и техники с традиционной культурой этих этносов.
Промышленное освоение Севера имеет во многом положительное значение для России и народов этого региона Вместе с тем проявляются существенные социальные и этнические негативные последствия этого процесса 11а российском Севере происходит взаимодействие двух цивилизаций - техногенной и традиционной. Негативные стороны промышленного освоения региона прямо ставят проблему выживания малочисленных народов Севера сохранения их самобытного культурно-исторического типа
Переход России к рыночной экономике противоречиво влияет на развитие народов Севера С одной стороны, имеются определенные позитивные моменты влияния рыночных отношений на судьбы народов Севера С другой стороны, переход к рынку оказывает и некоторое отрицательное влияние на их экономическое, социальное и этническое развит ие.
Как известно, в конце XX века в ряде регионов мира, а не только в России, существенно обострился «национальный вопрос», проблемы взаимоотношения между различными нациями и этническими группами. Растет самосознание народов. Возникасг потребность в осуществлении более адеквашой иационачьной политики, в разработке комплексных федерачьных программ сохранения и дальнейшего развития коренного северного населения, его образа жизни, традиционных форм хозяйствования и культуры. Необходимо иметь объективную, нетеидеициоз-ную картину исторического развития и современного состояния образа жизни малочисленных народов Севера, сложных проблем, в значительной мере обостренных переходом северного региона к рынку. Эти вопросы особо актуализируются в свете
13
Как видим, И.Л.Ильин весьма красочно описал самобытность различных этнокультур. Однако он, конечно, несколько увлекся в этом, ибо у всех из них есть и общие, сходные черты.
Культура этноса - это его конкретно-историческая и реальная культура, испытывающая на себе влияние исторической эпохи, различных культур и цивилизаций, новых форм производства и хозяйствования, технологии и коммуникации, научно-технического прогресса и существенных социальных преобразований, изменений.
Сірого говоря, в условиях “глобализации” современного мира не может быть “ чистой” самобытной и уникальной этнической культуры. Ныне не может быть ни одного жизнеспособного народа, который постоянно не взаимствовал бы что-нибудь у других, не обогащался бы их достижениями. Поэтому каждая этнокультура должна быть открытой, готовой и стремиться к принятию и усвоению всего ценного в других культурах. I
Сейчас всё чаще говорится о необходимости культурного диалога. “Диалог культур - процесс взаимодействия культурных систем (явлений) в результате которого каждая культура осознаёт и обретает свою индивидуальную самобытность. Взаимообог ащающий диалог “культурных миров” составляет основу их развития, он позволяет им полнее раскрыть свои самобытные глубины, осознать свою универсальность и самотождествсн-ность, которые обнаруживаются в зоне коммуникации и взаимоотнесения ценностей, норм, значений и т.п.” 9
Очень важным элементом национальной культуры, на что специально указывают многие исследователи, является национальное самосозна-ние. і
9 Хоруженко К.М. Культурология. Энциклопедический словарь. - Ростов-на-Доиу, 1997.-С. 127.
1
14
А.А.Радугин и А.К.Радугин даже считают, что интегративным показателем сформировавшейся этнической общности служит этническое самосознание - чувство принадлежности к определенному этносу. “Важную роль в этническом самосознании играет представление об общности происхождения и исторических судьбах входящих в этнос людей, опирающееся на общие генеалогические предания ( в сказках, былинах, песнях, участие в исторических событиях (особенно в борьбе против иноземных врагов, на связь с “родной землей”, с “родным языком”.10
“Самосознание национальное - уровень представлений, характеризующих освоение людьми, принадлежащими к той или иной национальной общности, её идеалов, культурных норм, традиций, бытовых стереотипов, а также понимание ими интересов и положения данной социальноэтнической группы в обществе в целом”.11
Иными словами, национально-этническое самосознание - это уровень осознания людьми своей национальной, этнической принадлежности, совокупность представлений нации или этноса, позволяющих воспроизводить эту общность как целое и причислять каждого индивида к данной социальной целостности.
К сказанному можно добавить ещё и то, что национально-этническое самосознание характеризует также любовь к родине, земле, национально-этническую гордость, честь, достоинство и ответственность, историко-этническую память, знание своих “корней”.
Таким образом, национально-этническое самосознание является довольно сложным образованием. В его структуру входят рациональные, чувственно-эмоционагьные, волевые элементы, оценки, мнения, стереотипы, установки и др.
10 Радугин А.А., Радугин К. А. Социология. Курс лекций. - М., 1995. - С. 1- 128.
11 Основы политологии. Краткий словарь терминов и понятий. - М., 1993. - С. 122 .
- Київ+380960830922