СОДЕРЖАНИЕ
Введение.
Глава 1. Теоретико-методологические проблемы исследования влияния стереотипов обыденного сознания на процесс формирования социального имиджа.
1.1 Социальный имидж как научная проблема: теоретико-методологический и технологический контекст.
1.2 Социальные стереотипы и установки как элементы обыденного сознания
1.3 Специфика коллегии присяжных как социальной группы.
Глава 2. Методы исследования влияния стереотипов обыденного
сознания на процесс формирования социального имиджа.
2.1 Методический аппарат зарубежных исследований участников судебного процесса: возможности его применения в России 90-х гг.
2.2 Методика исследования влияния стереотипов обыденного сознания на социальный имидж прокурора в суде присяжных.
2.2 Программа исследования восприятия прокурора коллегией присяжных. Анализ результатов предварительного исследования.
ГлаваЗ. Основные результаты исследования восприятия социального имиджа государственного обвинителя коллегией присяжных и профессиональными юристами: сравнительный анализ.
3.1 Анализ проявлений стереотипов в восприятии социального имиджа прокурора группой присяжных.
3.2 Специфика репрезентации стереотипов обыденного сознания в восприятии прокурора группой профессиональных юристов.
3.3 Критерии различия в оценках эффективного прокурора профессиональных юристов и присяжных
Выводы.
Заключение.
Литература.
Приложения.
3
Введение.
Актуальность исследования.
Важной особенностью развития современного российского общества является его демократизация, движение к гражданскому обществу и социальноориентированному государству, предполагающие среди прочих атрибутов обеспечение социальной справедливости и свободы социального и личностного выбора. Одним из социальных механизмов,обеспечивающих демократические общественные проявления и справедливость социальных действий по отношению к деяниям различных социальных субъектов, является суд присяжных.
Несмотря на традиционную установку, согласно которой правовое общество предполагает включение нового вида коллегиального суда в государственно-политическую систему, вопрос о его целесообразности остается дискуссионным, что и обусловливает экспериментальный характер его возрождения в России. Основная проблема этого краеугольного камня судебной реформы заключается в справедливости вердиктов нового суда. Это не только правовая проблема в форме соответствия судебного решения закону, но и социальная, так как во многом зависит от понимания норм законности и справедливости в общественном сознании, фиксируемых на уровне социальных стереотипов.
Как правило, социальный выбор, реализуемый присяжными в процессе вынесения вердикта, осуществляется через слабо рефлексируемые смысловые компоненты, которые определяются ментальностью конкретного социума, формируются в рамках определенной специфики социальной ситуации, языка, культуры и не всегда осознаются. В качестве таких смысловых единиц и выступают стереотипы обыденного сознания как общие для всех социальных слоев (языковые), так и частные (характерные для определенных территориальных, этнических, профессиональных и др. групп).
В силу этих факторов мотивировка выбора социальными классами, слоями, группами и другими социальными агентами может быть самой
16
Социальный имидж (как образ восприятия) в категориальном смысле представляет собой и результат социального восприятия и продукт познания социального мира, поэтому методологические вопросы исследования социального имиджа целесообразно обозначить в контексте проблемы социального познания.
Трактовка социального имиджа в контексте проблемы социального познания позволяет более четко выявить соотношение перцептивных, мыслительных, временных и личностных процессов в объяснении социального поведения, так как парадигма социального познания позволяет раскрыть механизмы, посредством которых человек осознает себя частью той социальной реальности, в которой живет и действует, а также всю совокупность социальных факторов, которые обуславливают эти процессы [12,23,64,82,206].
Более того, осмысление проблемы формирования и восприятия социального имиджа как результата восприятия и продукта познания в контексте теории социального познания в рамках методологии социологии знания и психологии социального познания позволяет раскрыть роль социальных и индивидуальных особенностей познания, влияющих на формирование социального имиджа.
Под социальными особенностями социального познания, влияющими на формирование и восприятие социального имиджа понимают социальные стереотипы и установки как основные элементы обыденного сознания.
17
К числу индивидуальных особенностей следует отнести процессы категоризации и искажения, влияние механизмов перцептивной защиты, когнитивных процессов, психовременной организации социальной информации, а также социальное восприятие как этап формирования образа социального объекта.
Таким образом, социальный имидж трактуется нами как феномен социального знания и понимается как продукт социального познания и результат социального восприятия, на основании чего социальный имидж (стандартизованный образ-эйдотип) можно рассматривать как целостное восприятие и познание социального объекта социальной группой (включающее перцептивный, мотивационный, эмоциональный, когнитивный и конативный компонент). Обозначим основные категориальные особенности понимания социального познания в социологии.
Употребление термина «социальное познание» предполагает две трактовки: во-первых, исследование того, как человек познает социальный мир; во-вторых, социальная обусловленность познавательного процесса.
Однако, философская традиция достаточно долго рассматривала проблему социального познания исключительно как идею связи познания человека с реальными условиями его существования в социальном мире и лишь в философии начала 20 века была предложена постановка вопроса, имеющая отношение к вопросу о том, как человек познает социальный мир, и то в специфической форме, а именно как проблема единства- различия двух форм познания: физического и социального (духовного) мира.
Но уже в классических социологических работах спектр проблем социального познания был значительно расширен по сравнению с теми, что решались в философии. Расширение это касалось, прежде всего, более четкого обозначения идей детерминации социального познания социальными факторами. Особенно четко это определено в социологических работах по социологии знания (предмет которой - исследование знания как социального
- Київ+380960830922