Содержание
Введение 4
ГЛАВА I. Теоретико-методический анализ деятельности 12 органов государственного управления.
1.1.Сущностные основы деятельности специалистов 12 органов государственной службы Российской Федерации.
1.2.Уровневая стратификация успешности 20
профессиональной деятельности руководящих кадров государственной службы
1.3. Анализ психологических аспектов профессиональной 23 деятельности руководящих кадров государственной службы
1.4. Структурно-целевой анализ оценок соответствия 26 руководящих кадров
1.5. Структурно-функциональный анализ соответствия 40 руководителя его профессиональной деятельности
Выводы 49
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование психологических 51 аспектов профессионального соответствия руководящих кадров государственной службы.
2.1 Структурно-функциональный анализ уровней 52
компетентности руководителей органов
регионального управления.
2.1.1 Анализ систем знаний руководителей оптимально- 52 продуктивного и инструментального уровней.
2.1.2 Анализ влияния проектировочных и конструктивных 56 умений руководителя на компоненты соответствия.
2.2Структурно-функциональнай анализ психолого- 64
акмеологической компетентности руководителей.
2.3 Анализ мотивационных детерминант деятельности 73 руководящих кадров.
2.4 Анализ влияния индивидуально-типологических характеристик 82 личности руководителя на успешность профессиональной деятельности РКГС
2.5 Влияние карьерных притязаний 88
руководителей государственных учреждений на их соответствие требованиям деятельности
Выводы 101
ГЛАВА 3. Инструментальные средства оценки степени 104 соответствия руководящих кадров государственной службы требованиям профессиональной деятельности
3.1 Общие принципы нечеткой классификации 107 результатов анализа степени соответствия руководящих кадров государственной службы требованиям профессиональной деятельности
3.2 Методы оценки расстояний в пространстве образов 120 описания ситуаций соответствия руководителей
3.3 Принципы построения алгоритма размытой 132 классификации социально-психологических образов
соответствия руководителей требованиям
деятельности
Выводы 171
Заключение 173
Литература 175
17
Внутренняя структура руководящей компоненты в деятельности специалистов государственных служб наиболее полно описывается в рамках системы, включающей в себя анализ психологической готовности к профессиональной деятельности, личного авторитета руководителя, анализ потреб-ностно-могивационной сферы подчиненных, морально-психологического климата коллектива, системы отношений руководителя и подчиненных, а также функциональных компонент психологической структуры деятельности таких как: организаторской, коммуникативной, гностической и проектировочной.
Для руководителей, у которых преобладающей в деятельности является руководящая компонента характерно развернутое наглядно-образное мышление и восприятие действительности, создающее основу оперативной модели восприятия [36, 56].
руководители другого типа, определяемые как исполнители-специалисты, в своей деятельности реальную социально-экономическую ситуацию сводят к формализованной модели параграфов инструкций, распоряжений, приказаний, статей подзаконных актов, законов и т.д. [14, 23, 24].То есть, наоборот осуществляет переход с уровня наглядно-образного мышления на уровень знакового мышления.
Особенность, сущность и содержание деятельности специалистов госаппарата, определяют необходимость подготовки своеобразного, профессионально-социального слоя специалистов-меритократов (от латинского тепйип - заслуга, и греческого кга!е1а - власть), имеющих особые личностноквалификационные характеристики, сформированные в результате длительного специфического труда данного профиля.
В исследованиях [76,88] предлагается методика выбора наиболее важных личностных качеств специалистов на основе анкетного анонимного опроса, как самих специалистов, так и экспертной группы.
18
Результаты такого анализа показали, что наиболее значимыми качествами, по мнению самих специалистов, явились: моральная устойчивость, внимание к нуждам людей, уважение к закону, уважение достоинства другого человека, принципиальность.
В то же время для экспертов наиболее значимыми качествами специалиста госаппарата по результатам опроса являются: уважение к закону, чувство ответственности, исполнительность, организованность, честность.
Личностными качествами, которые были одновременно высоко оценены и респондентами и экспертами, оказались: чувство ответственности, уважение к закону, честность, принципиальность, самокритичность, справедливость.
Выявленная, таким образом, система противоречий свидетельствует о необходимости решения вопроса объективизации процессов анализа и оценок соответствия специалистов РКГС требованиям профессиональной деятельности в интересах дальнейшего развития кадрового потенциала государственных служб.
Совершенствование научно-методического обеспечения развития кадрового потенциала государственных служб предполагает прежде всего, разработку и внедрение инструментария рационализации организационноштатных структур органов управления, оценки соответствия и профессионального отбора специалистов, формирования резерва руководящих кадров, подбора, перемещения и расстановки кадров, мотивации деятельности РКГС. Для этого необходима разработка системы многоэтапной, последовательной проверки анкетных данных, личностных качеств и уровней квалификации претендентов с помощью комплекса взаимодополняющих методик, обеспечивающих объективную оценку соответствия РКГС требованиям деятельности. При этом, так как претендент подбирается на конкретную должность или участок работы, то задачей кадрового органа является не только найти ему такое место, на котором работник мог наилучшим образом себя проявить, но,
- Київ+380960830922