Ви є тут

Роль института паблик рилейшнз в социокультурных процессах постсоветской России : На материале межкультурных и межэтнических коммуникаций

Автор: 
Хорава Фати Миндиевна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2000
Артикул:
1000279235
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
Оглавление
Введение 3
Глава 1 "Паблик рилейшнз" как социальный институт"__________________14
1 .Г'Паблик рилейшнз" как сфера коммуникативной деятельности________14
1.2. Институализация "паблик рилейшнз"______________________________21
1.3. "Паблик рилейшнз" в России_____________________________________38
1.4. Проблемы российских "паблик рилейшнз"_________________________ 50
1.5. Проблемы и перспективы "паблик рилеййшнз"______________________55
Глава 2 "Социокультурные основания РІЗ"____________________________ 65
2.1. Культура и "паблик рилейшнз"___________________________________65
2.2. Политическая культура__________________________________________77
2.3.Культура деловых отношений 83
2.4. Корпоративная культура_________________________________________93
Глава 3 "Межкультурный и межэтнический дискурс в России________104
3.1. Социокоммуникативные основания "паблик рилейшнз"__________104
3.2. Определение предмета и метода исследования________________117
3.3. Научный дискурс__________________________________________ 121
3.4. Публицистический и новостной дискурс______________________129
Заключение 149
Список литературы
153
3
Введение
Настоящая диссертация посвящена исследованию одного из самых загадочных общественных феноменов современности - паблик рилейшнз (РЯ). По мнению многих ученых, теоретиков и практиков, паблик рилейшнз в российской действительности как наука еще не сложилась мировоззренчески, однако РЯ стремительно завоевывает себе информационное пространство на рынке практической деятельности - в социальной, экономической, политической и социокультурной сферах.
богатство и многоликость сущностного содержания паблик рилейшнз сказались на появлении многочисленных определений этого понятия. К настоящему времени их насчитывается около тысячи. Есть среди них имеющие официальный статус, т.е. признанные легитимными теми или иными профессиональными сообществами, либо включенные в словари и энциклопедии, а также те, которые имеют профессиональный статус, содержатся в работах крупных теоретиков или в учебной литературе.
Выделяются определения, ставшие классическими. Это прежде всего данное в Мексиканской декларации паблик рилейшнз, подписанной представителями 30-ти национальных и региональных РЯ-ассоциаций 11 августа 1978 года в Мехико. Оно гласит: "Практика паблик рилейшнз - это творческий и социально-научный подход к анализу тенденций, предсказанию их последствий, предоставлению консультаций руководителям организаций и выполнению запланированных программ действий, которые послужат как интересам организаций, так и общественным интересам". В определении, принятом Британским институтом связей с общественностью в 1948 году и уточненным в 1987 году, говорится: "Деятельностью в области паблик рилейшнз являются планируемые и осуществляемые усилия, направленные на установление и
14
Глава 1. "Паблик рилейшнз” как социальный институт.
1.1. "Паблик рилейшнз" как сфера коммуникативной деятельности.
Анализ области социальных коммуникаций, называемой "связи с общественностью" или "паблик рилейшнз", как одной из важнейших коммуникативных сфер современного общества, имеет обширную библиофафию в зарубежной и отечественной литературе. В этих работах теоретики и практики РИ. концентрируют, в основном, внимание на таких характеристиках коммуникации, как каналы коммуникации, статус коммуникантов и их социальные роли, степень мотивированности в обмене информации, особенностями дискурса и других значимых факторах социальных коммуникаций.
По определению, социальная коммуникация - эта такая коммуникативная деятельность людей, которая обусловлена целым рядом социально значимых оценок, конкретных ситуаций, коммуникативных сфер и норм общения, принятых в данном обществе. Социальная коммуникация в широком понимании этого термина не является лишь отдельным подразделением, институтом общества. Природа любого общества коммуникативна по существу.
Сложность понятия социальной коммуникации отражается в отсутствии единого научно- методологического подхода к исследованию этого социокультурного феномена.
Существует целый ряд парадигм и концептов социальной коммуникации:
социально-психологическое направление (бихевиоризм, диалоговый дискурс К. Ясперса, М.М. Бахтина);
символический интеракционизм (Дж.Г. Мид, Г. Бламер);
социолингвистические концепты;
феноменологический взгляд на природу данного явления (А. Шюц, Г. Г арфинкель);
различные прагматические теории, рассматривающие практические
15
аспекты передачи, обмена информацией, в частности, массовую коммуникацию (Л. Моль).
Однако существует иной подход к изучению природы социокоммуникации. В его основе представление о коммуникации как о сущностной характеристике самого общества (социума). Эго, например, создатели так называемой теории информационного общества, которая рассматривается в контексте технологического детерминизма (Д. Белл, А. Тоффлер). Коммуникация при этом трактуется узко - как научноинформационный комплекс, включающий информационные технологии, научно-техническую информацию, а также специалистов - носителей компетентных знаний. Информатизация ведет к созданию единого мирового информационного пространства, в рамках которого осуществляется потребление информации, рождение, изменение, хранение и, самое главное, обмен между субъектами этого пространства — людьми, орган изациям и, государствам и.
Особняком стоит коммуникативная парадигма II. Лумана. Немецкий социолог полагает, что общество есть самодостаточная, саморазвивающаяся система, которая постоянно взаимодействует с внешней средой. Эта среда более комплексна, коммуникационно насыщена, чем сама социальная система. Социальной системе, чтобы не раствориться в окружающей среде, необходимо наблюдать самое себя, фиксировать, отслеживать то, что происходит между системой и средой, а также внутри самой системы.
Способность последней к самонаблюдению, самоописанию, то есть к отслеживанию собственных состояний, меняющихся в процессе ее взаимодействия с внешней средой, и есть социальная коммуникация.
К базовым составляющим социальной коммуникации относят: социальные структуры общества в плане их коммуникативных характеристик, с учетом социальной стратификации общества и языка, других доминант коммуникации (ситуативных, оценочных, функциональных);
коммуникативные системы, реализующие различные виды социальной